Производители мебели Санкт-Петербурга и Ленинградской области могли бы получить преимущество от скачков курсов валют, если бы кризис не затянулся. Теперь же снижение спроса практически нивелировало их преимущество перед иностранными компаниями. Мебельщики пытаются сдержать цены на товары, замечая, что правительство при этом им не помогает вовсе.

Как и во всех отраслях, где есть отечественное производство, на рынке мебели в кризис значительнее упали продажи импортных производителей. "Курсовые скачки обеспечили рост цены почти вдвое. В мебели же российского производства импортные составляющие занимают не более 20%, поэтому цены выросли всего на 8-10%", — говорит Александр Шестаков, генеральный директор "Первой мебельной фабрики".


Кризисные атаки

Однако это не уберегло российских производителей от падения спроса, так как с развитием экономического кризиса все больше снижается покупательная способность населения. Например, доходы "Первой мебельной фабрики" в рублевом эквиваленте остались на уровне прошлого года.

По словам Андрея Никитина, владельца мебельной фабрики "Элегия" (ООО "Элегия", город Боровичи Новгородской области), в 2014 году продажи его компании также не росли, а прибыль просела на десятки процентов. И это при условии сдерживания цен: проблемы со сбытом связаны со снижением благосостояния населения, поясняет он. Мягкая мебель составляет примерно 70% производства фабрики со штатом 700 человек, остальное — корпусная мебель и мебель для обеденной зоны. "Самые дорогие элементы в мягкой мебели — ткань и поролон. Ткань — в 99% случаев импортный материал, а поролон, хоть и производится в России, но сырье для его производства поступает из-за границы, что не лучшим образом влияет на ценообразование", — рассказывает господин Никитин.

Для корпусной мебели фабрики "Элегия" из-за границы везут фурнитуру и пленки для фасадов, для обеденной зоны — пластики и лаки, которыми покрывается мебель. Пиломатериалы же отечественные (береза, хвоя), роста цен на них, говорит Андрей Никитин, пока не было.

"Сама валюта мало влияет на рынок. Очень много сырья используется отечественного. Сильно влияет в целом ситуация в экономике. Это панические настроения, а самое главное — высокие ставки по кредитам", — считает генеральный директор мебельной компании "Италком" Роман Кириллов.

Структура рынка

Оценить рынок мебели в рублевом выражении эксперты не решаются, ссылаясь на его неоднородность и значительное количество мелких игроков, которые не попадают в статистику. По словам генерального директора Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаила Пильцера, в СЗФО мебельные производства сосредоточены в Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске и Сыктывкаре — фабрики этих городов обеспечивают 70-80% всего выпуска, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

Если же говорить о продажах, то на региональном рынке лидируют производители из Китая — они занимают 50-60% всего объема продаж мебели в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, фабрики Европы обеспечивают 20-25% этого объема, остальное приходится на российские заводы, приводит статистику руководитель отраслевой ассоциации.

Роман Кириллов замечает, что мебельный рынок очень разнообразен по своему ассортименту и уровню продукции. "Если брать кухни и мягкую мебель, то доминирует местный производитель. Если брать офисную мебель, то более 50% — это белорусская мебель. Иностранцы держат исключительно премиум класс — как по домашней мебели (Италия, Испания, Китай), так и по офисной (Китай, Италия). За последние годы китайская мебель стала активно продвигаться на рынке Петербурга, вытесняя итальянскую", — замечает он.

По наблюдениям директора фабрики "Элегия", на российский рынок активно идут немецкие компании, Италия и Турция поставляют в основном мебель премиум-класса. Однако элитная мебель не так популярна, большим спросом на рынке пользуется мебель для бюджетных организаций и мебель экономкласса. По словам Романа Кириллова, очень силен импорт в сегменте офисной мебели.

По данным международного центра интернет-торговли Allbiz, к компаниям из Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступает каждый десятый запрос на мебель и оборудование для ее производства. Лидерские позиции удерживают бытовая и офисная мебель, комплектующие и фурнитура, предметы интерьера, а также мебель для ресторанов и кафе. В Петербурге и Ленинградской области к перечню наиболее популярных категорий можно добавить мебель медицинского назначения.

Основной поток заказов генерирует готовая мебель. Доля запросов на мебельное оборудование и комплектующие составляет всего 17% для Петербурга и области и 14% — для России в целом. Для участников из Ленинградской области и Петербурга 81,2% заказов поступает из России. Оставшуюся часть запросов в регион отправляют компании из Украины, Белоруссии, Казахстана, Ливана, Египта и других стран.

"На европейском уровне здесь производят мягкую мебель, мебель из массива. Спальни, прихожие и прочая домашняя мебель в основном класса эконом, — считает Роман Кириллов. — По офисной мебели регион очень сильно уступает Москве и Белоруссии, Китаю. Про Италию вообще молчу. В целом производство мебели региона ориентировано на внутренний рынок. У единичных производителей есть поставки в Москву и другие регионы РФ".

Андрей Никитин сообщает, что в связи с кризисом активизировался экспортный спрос со стороны прибалтийских государств, которые ранее были ориентированы на продукцию из Польши. Помимо внутреннего рынка и Прибалтики, небольшая доля продукции "Элегии" уходит в Израиль и Монголию.

Кредитная беспомощность

Около 60% всего выпуска мебели Санкт-Петербурга и Ленинградской области, говорит господин Пильцер, обеспечивают "Первая мебельная фабрика" и "Севзапмебель". Остальные 40% распределяются между малыми предприятиями. Однако они испытывают очень большие проблемы.

"Есть огромный кусок "пирога" — госзаказы и заказы госмонополий. Поставка мебели по таким контрактам осуществляется без предоплаты с их стороны, да еще отсрочка платежа до 90 дней. Победитель тендера по таким заказам определяется минимальной ценой", — рассказывает Роман Кириллов. С одной стороны, такие заказы в кризис могут поддержать мебельные компании, а с другой, финансовые условия не позволяют к ним приблизиться.

По словам Михаила Пильцера, в 2013 году в области закрылось 6350 предприятий малого бизнеса и столько же в городе. Новых же предприятий за эти два года появилось очень немного. "Все решают деньги, а банковские ставки очень высокие, Станок для мебельного производства стоит €60 тыс. А есть станки и по €100 тыс. и более. А еще выиграй тендер по госзаказам, внеси обеспечение и выдержи отсрочку платежа в 90 дней", — рассуждает Роман Кириллов.

Людмила Едигарова, генеральный директор фабрики мебели "Софи", штат которой состоит всего из шести человек, подтверждает: после скачков валюты спрос на товар очень упал во всех отношениях. Клиентов мало, и все хотят покупать дешевле, хотя после падения курса валют поставщики опускают цены очень неохотно. Для производства используется в основном импортные материалы, так как для клиентов это важно, говорит госпожа Едигарова. Фирма пытается участвовать в тендерах, но пока мебель распространяется через сайт компании и "сарафанное радио". Малому бизнесу в этой сфере мешают выживать высокие ставки аренды и налоги, добавляет руководитель малого предприятия.

Стратегия сильных

Генеральный директор "Первой мебельной фабрики" в 2015 году планирует удержать объемы продаж, сосредоточившись на мебели для потребителя. "Корпоративный сегмент намного сильнее "сдулся", притихли гостиницы — инвестиции приостановлены, существенно снизился госзаказ", — объясняет господин Шестаков.

В 2014 финансовом году выросли продажи у IKEA — на 14% в сравнении с предыдущим годом. Количество посетителей этих магазинов увеличилось на 9% и составило около 70 млн человек.

"Деятельность компании зависит от внешних факторов, и в условиях роста курса валют мы были вынуждены пойти на пересмотр цен на наши товары", — комментирует пресс-служба IKEA изменение цен в декабре 2014 года. В СЗФО у производственного подразделения группы есть две площадки. "ИКЕА Индастри Тихвин" представляет собой полную производственную цепочку, включающую лесозаготовку, лесопиление, производство мебельных компонентов и непосредственно мебели. Помимо этого, компания занимается производством брикетной и пеллетной продукции. "ИКЕА Индастри Новгород" производит шлифованные и ламинированные древесно-стружечные плиты в деревне Подберезье Новгородской области. Рядом строится новая фабрика группы, где будут производиться каркасы для гардеробов "Пакс" и новой кухонной системы "Метод". Инвестируя €50 млн, компания стремится увеличить объемы производства предметов мебели для дома, которые наиболее востребованы российскими покупателями. Завершение проекта запланировано на 2017 год. "Кроме того, в прошлом году начаты работы по модернизации дистрибуторского центра в Есипово Московской области, в который компания собирается инвестировать 6 млрд рублей. После расширения он станет одним из крупнейших автоматизированных дистрибуторских центров на территории Европы и самым большим в нашей стране", — добавляют в пресс-службе шведской компании.

К заключительному этапу инвестирования подходит и "Первая мебельная фабрика". В течение года будет завершен проект реструктуризации предприятия с учетом покупки итальянского завода Alno. "Мы переводим в Питер из Швейцарии целый завод по производству кухонь, что позволит повысить качество, оптимизировать производственный процесс и, как следствие, снизить издержки, так как производительность повысится значительно. Мы инвестируем около €50 млн, производственная площадь фабрики вырастет с 10 до 50 тыс. кв. м, а объем выпуска — в два раза в следующем году, а в перспективе — в три", — говорит директор фабрики Александр Шестаков.

Государственное равнодушие

По его мнению, кризис, потеснивший импортные товары, дает российским производителям шанс занять освободившиеся доли рынка и повысить конкурентоспособность. "Однако общие объемы спроса делают этот шанс очень призрачным, в возможность роста мало кто верит, — заключает он. — И правительство тоже не помогает. Например, мы пытались провести закон о запрете закупки мебели для государственных и муниципальных нужд у иностранных производителей. Что мешает мебель для школ, армий, учебных заведений, медучреждений покупать здесь? Однако со стороны государства в этой сфере поддержки нет, и рынок объемом около 30 млрд рублей заполнен российскими товарами в лучшем случае на 30%. В нашей компании госзаказа практически нет — его доля не превышает 10%". С осени компания планирует начать продажи мебели по франшизе и перевести на эту схему до 70% розницы. Пока же "Первая мебельная фабрика" реализует товары через 26 собственных точек, в основном сосредоточенных в Петербурге и Москве.

Доля государственного заказа очень мала и для фабрики "Элегия", говорит владелец компании. В нынешних условиях фабрика работает только по предоплате.

Помимо кризиса, господин Никитин перечисляет не менее значимые хронические проблемы мебельной промышленности региона — выход из использования после приватизации РЖД малотоннажных контейнеров (3,5 тонны), рост тарифов на перевозки. "Теперь мы можем использовать только трансконтейнеры грузоподъемность 20-40 тонн, но ведь мы работаем не только с оптовыми базами, но и с небольшими магазинами. В итоге большая часть продукции перевозится автотранспортом. А здесь другая проблема — из-за стройки трассы Москва — Петербург, пролегающей в 70-90 км от города, все местные дороги пришли в полнейшую негодность. Полагаю, в Ленинградской области ситуация не сильно отличается", — говорит Андрей Никитин. Железнодорожные перевозки контейнерами и вагонами используются теперь только для дальних поставок — на Дальний Восток, в Зауралье, Сибирь, Казахстан, Монголию.

В Боровичах сконцентрировано немало мебельных производств, однако внимания правительства здесь не хватает. "По словам моих турецких коллег, им около половины расходов на иностранные выставки обеспечивает государство, также за каждый договор с российской торговой точкой компенсируется 50% транспортных расходов, у нас такой помощи нет", — приводит пример Андрей Никитин.

Роман Кириллов надеется, что во втором полугодии ситуация на рынке улучшится. Сейчас самое время увеличивать свое присутствие на рынке за счет ухода конкурентов, считает генеральный директор мебельной компании "Италком". Однако, судя по его словам, такой шанс есть скорее у крупного бизнеса, который пытается удержать покупателя за счет акций, скидок и распродаж.

Несмотря на то, что строительство жилья, торговых, офисных и производственных площадей является хорошим стимулом для развития мебельного бизнеса именно в нашем регионе, замечает господин Кириллов, рынок очень насыщен готовой продукцией и стоит ли открывать новую современную фабрику — большой вопрос.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments