Наблюдающаяся в последние годы консолидация на рынке сетевой торговли основательно "подчистила" ростовский рынок, на котором сейчас безраздельно господствуют "Магнит" и "Пятерочка". Одной из последних местных крупных сетей- "Солнечный круг", по словам ее владельцев, также активно интересуются федералы, однако продавать ее пока никто не собирается. Более того, уже в этом году будут открыты еще 2 супермаркета, есть земля под строительство распределительного центра, который позволит выйти в область и в соседние регионы. О том, на что рассчитывает в борьбе с федеральными сетями крупнейший ростовский ритейлер, в интервью "РБК-ЮР" рассказал один из его основателей Александр Киреенков.
-Активная экспансия федеральных сетей, казалось бы, оставляет местным ритейлерам лишь два пути — закрываться или продавать тем же федералам бизнес. Вы по какому пути пойдете?
-По третьему — будем активно развиваться. У нас прибыльный бизнес — зачем нам закрываться? Когда в 2003 году сеть была основана, мы решили, что будем идти вперед крайне осторожно, потому что универсальной модели развития сетевой торговли у нас не было, а слепо копировать чей-то опыт мы не стали. Открывали магазины не лавинообразно, а тщательно обдумывая каждую деталь. Мы не привлекали кредитов, и не брали торговые объекты в аренду — только покупали или строили за свои деньги. Таким образом, развивались мы, может быть и медленнее, чем другие сети, зато уверенно, создавая свою собственную модель развития, и кризис встретили без долгов и просрочек. И с выбором места для открытия магазина не ошибались — ни один из супермаркетов не был убыточным. Не вижу ни одной причины, по которой мы должны в данный момент отойти от этой линии. В июне- июле мы откроем свой 17 супермаркет в СЖМ, до конца года — еще один объект в Батайске.
Этот темп — 2 новых супермаркета в год- в дальнейшем планируем, как минимум, сохранять.
-Тем не менее, несмотря на такие планы, слухи о покупке "Солнечного круга" какой-нибудь крупной сетью возникают постоянно. Как можете прокомментировать эту информацию?
-Возможно, эти слухи распространяют как раз те, кто хочет купить нас за "шапку сухарей". Конечно, то, что нас постоянно "закрывают" не лучшим образом сказывается на репутации и доверии покупателей и персонала, но к этому надо относиться спокойно. В конце концов, все равно на рынке останутся только федеральные сети — это лишь вопрос времени: достаточно посмотреть на ту же Европу, путь развития которой мы с отставанием повторяем.
-То есть вы все-таки сеть продадите?
Мы не родились торговцами — это всего лишь бизнес, и нет ничего страшного в том, что его продают и покупают. Вопрос лишь в цене и в удобстве момента. Другое дело, что продажу бизнеса мы не превращаем в самоцель, как было, например, в Москве до кризиса, когда сети искусственно "надувались" с целью продажи, а проблемы вскрывались уже потом.
К тому же, почему бы нам самим не попытаться вырасти до федеральных масштабов? Конечно, динамика развития у нас не такая агрессивная, как у Магнита и Х5, но я считаю, что осторожная тактика тоже имеет право на жизнь. У нас достаточно амбиций и возможностей, чтобы уже в ближайшее время стать ритейлером областного масштаба. До кризиса мы собирались строить распределительный центр, с помощью которого планировали наладить логистику по области и, в дальнейшем, даже выйти за пределы региона. К сожалению, строительство нам пришлось отложить и хорошо поразмыслить по будущему развитию.
Насколько мне известно, другие ростовские сети после продажи основных активов тоже "не складывают руки". Развиваются "Фреш", "Апекс", "Ассорти", запускаются сети фирменной розницы. Да и появление новых игроков в этом секторе я не стал бы исключать.
-То есть слухи о смерти местного ритейла оказались сильно преувеличены?
-Совершенно верно. На местном рынке еще достаточно места как для как региональных, так и федеральных игроков, иначе не чувствовали бы себя уверенно мелкие магазинчики и стихийно образованные небольшие рынки.
-Тем не менее, интересно, как вы собираетесь развиваться и конкурировать с дискаунтерами, с их низкими ценами, и с гипермаркетами, с их комфортом, ассортиментом и достаточно высоким стандартом обслуживания?
-У нас своя, достаточно оригинальная концепция, которую, если уж совсем упростить, будет неким сочетанием двух названных вами форматов.
Конечно, есть люди, патологически склонные к экономии и за 50 копеек готовые идти пешком в магазин за 2 квартала и там, пробиваясь через коробки и тележки, выискивать интересующий их продукт. За этих покупателей спорить бессмысленно. Но большинство же, с учетом постоянно растущего уровня жизни, хочет уже чего-то большего. Светлого просторного зала, свежего воздуха, большого ассортимента товаров, заботливого консультанта рядом — все это, чего не получишь в дискаунтере, мы в состоянии предоставить. При этом, средняя наценка у нас всего лишь 20% — это ниже, чем в гипермаркете. И мы считаем, что именно эти особенности позволяют, с одной стороны, представителям среднего и ниже среднего класса не сомневаться, что к нему в карман "запускают руку", с другой — "чувствовать себя человеком".
-Продолжаются попытки директивно продвигать на полки продукцию местного производства. Является ли это дополнительным фактором риска для региональной сетевой розницы?
-Наша политика в отношении производителей достаточно демократична. К нам многие приходят, просят пустить их на полку. Я говорю: "Нет проблем, заходите! Но срок — 3 месяца. Если за это время ваш товар не находит интереса у покупателя, мы с вами попрощаемся". Думаю, это справедливо: нам нужен объем, оборот, а не товар, который просто занимает место на полках, и мы вынуждены обрабатывать его за свой счет, а если этот товар скоропортящийся, то и списывать его, то есть нести дополнительные потери. Так что здесь все логично, шанс получают все, но далеко не все могут им воспользоваться.
Справка
О собеседнике:
Александр Киреенков, родился в 1967 году в городе Ростове-на-Дону. Образование высшее экономическое (РГТЭУ в 2004 году) и техническое (РГУПС в 1989 году). В бизнесе с 1994 года. В 2003 году стал одним из основателей сети "Солнечный круг".
О компании:
Сеть "Солнечный круг" на данный момент включает в себя 16 супермаркетов: 15 в г.Ростове и 1 в г.Батайске. Средняя площадь торгового зала- 600 кв метров, ассортимент- 10 тысяч наименований товаров. Все супермаркеты в собственности.