Сначала кризиса цены на торговую недвижимость упали на 43,2%, а на офисную — на 42,3%, за июль цены снизились на 7,2% и 2,9% соответственно, говорится в отчете Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД). Средняя стоимость торговых площадей, по данным ГУД, — $3300 кв. м, а офисных — $2960. Сделок практически нет, поэтому цены предложения не показательны, цена определяется не рынком, а соглашением сторон, считает директор по маркетингу NAI Becar Наталья Черейская. По ее словам, цена предложения торговых площадей в местах с плохой проходимостью — 120 000-150 000 руб. за 1 кв. м, а на центральных улицах — 180 000 руб. за 1 кв. м, дисконт может достигать 20-30%.

Девелопер Василий Сопромадзе с 2007 г. хочет продать бизнес-центр «Строгановский» на Невском, 19. Becar с февраля эксклюзивный брокер по этому объекту. Из-за кризиса цена снизилась с 13 млн евро до 8 млн евро, говорит Черейская. «Жилстройинвест» с начала года пытается продать под офис новое здание на Колпинской ул., 7, площадью 1750 кв. м за 175 млн руб., рассказал представитель продавца. «Покупателей нет, снижать цену, например на 20%, мы не готовы», — говорит он. В некоторых случаях цена предложения опускается до себестоимости строительства, а она в среднем составляет $2000 за 1 кв. м, отмечает гендиректор «Адаманта» Дилявер Меметов. «Адамант», по его словам, выставил на продажу земельные участки. А Ruric, в апреле этого года продавшая бизнес-центр «Грифон» на ул. Достоевского, 19/2, норвежскому фонду Storm Real Estate Fund, приостановила поиск покупателей на три своих бизнес-центра. «Мы готовы продать, если только предложат хорошую цену», — говорит представитель девелопера.

Срок экспозиции вырос с полугода до года, хотя некоторые объекты выставлены на продажу до двух лет, говорит Себастьян Фицлайон, председатель совета директоров Zinovieff Group (специализируется на оценке и операциях с недвижимостью). По его словам, многие компании сняли свои объекты с продажи, чтобы слишком долгий срок экспозиции не испортил их репутацию.

Директор департамента инвестконсалтинга петербургского офиса Colliers Int. Николай Казанский оценил падение цен на коммерческую недвижимость до 60% с начала кризиса. «Многие собственники готовы расстаться с объектами, но покупателей нет, с начала года прошли единичные сделки», — говорит он. Покупателей осталось очень мало, это частные инвесторы и некоторые торговые сети, отмечает гендиректор «Невского альянса» Александр Харламов.

Иностранные инвестфонды не устраивают высокие риски и низкая доходность объектов, объясняет менеджер по управлению коммерческой недвижимостью Amplion Asset Management, который управляет российскими активами Evli, Алексей Лазутин. Пока падают арендные ставки, рынок продажи коммерческих объектов не может расти, из-за более низкого притока наличности от аренды объекты неинтересны инвесторам, объясняет Фицлайон. В ближайшие девять месяцев ситуация будет ухудшаться, прогнозирует он. Не исключает дальнейшего падения цен и директор по профессиональной деятельности «Knight Frank Санкт-Петербург» Николай Пашков. Пока существуют такие опасения, у инвесторов нет мотивации к покупке, говорит эксперт.

Минус 40% 

По данным ГУД, средняя ставка аренды торговых помещений на конец июля составила $29,9 за 1 кв. м в месяц, а офисных помещений – $21,4 в месяц. За июль стоимость аренды торговых помещений подешевела на 7,1%, а офисных – на 5,2%, а с начала кризиса – на 40%, подсчитали аналитики ГУД.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments