Отрасль поиска руководителей высшего звена (Executive search) растет самыми быстрыми темпами с 2007 г., утверждает ассоциация консультантов по поиску менеджеров высшего звена AESC. Россия — не исключение, утверждают российские хедхантеры.
Только за II квартал 2010 г. выручка участников рынка выросла на 12%, а за прошедший год — на 42%, число заказов на поиск топ-менеджеров при этом возросло более чем на треть — на 38%, утверждают представители ассоциации. Быстрее всего восстанавливается после кризиса рынок США, чуть медленнее — развивающиеся рынки, в том числе азиатские страны, Западная Европа стагнирует.
Управлять ожиданиями
В России выручка основных участников рынка поиска руководителей высшего звена за прошедший год выросла более чем на треть, рассказали сразу несколько российских консультантов. Помимо количественных изменений были и качественные, отметил партнер российского офиса Heidrick & Struggles Дмитрий Прохоренко. Бизнес западных компаний в России зачастую построен на ожиданиях — как хороших, так и не очень. Поэтому одной из ключевых компетенций топ-менеджеров представительства западных компаний становится управление ожиданиями штаб-квартир, а это требует навыков формулирования стратегии и выстраивания диалога с руководством, говорит он. Структура спроса в разных отраслях в России за кризисные годы практически не изменилась, считает Прохоренко.
Управлять ростом
Если пересчитать все финансовые показатели в доллары, то выручка Ward Howell по итогам II квартала 2010 г. выросла в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Георгий Абдушелишвили, старший партнер компании. Ситуация кризиса ушла из сердец и мозгов российских собственников и топ-менеджеров, замечает он. Подъем, по его словам, коснулся большинства отраслей, но не в равной степени. Больше всего выросла отрасль, которую можно назвать инфраструктурной: порты, вокзалы, хабы. Чуть снизился спрос со стороны розничной торговли, хотя ротация топ-менеджеров там по-прежнему высока. Резко вырос спрос на специалистов со стороны компаний, оказывающих профессиональные услуги, в частности на консультантов по управлению. Большинство консалтинговых компаний активно наращивают штат, говорит он.
Банковская сфера в России однобокая: нанимают в основном госбанки, продолжает Абдушелишвили. Акционеры и менеджмент разобрались с тем, чем они владеют, и даже с тем, что с этим делать. Возникла тревожная ситуация: те, кто нанимает топ-менеджеров, рассуждают в терминах роста, ищут тех, кто способен вдохнуть новую мысль в развитие бизнеса, говорит он.
Акционеры и CEO компаний вновь задумались о функциях, направленных на развитие как интенсивное, так и экстенсивное, отметила Оксана Фещенко, руководитель практики «Банки и финансовые институты» консалтинговой компании RosExpert.
Выручка компании Odgers Berndtson во II квартале 2010 г. выросла вдвое по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, рассказывает Федор Шеберстов, управляющий партнер компании. Количество консультантов на направлении Executive search при этом увеличилось всего на двух человек, с 16 до 18: средний гонорар за проект не изменился, а значит, выработка на консультанта выросла процентов на 80.
По словам Шеберстова, стало гораздо больше проектов в финансовой сфере, а также в области GR. Просыпается и рынок недвижимости. Зарплаты вновь нанимаемых менеджеров вернулись на докризисный уровень, в частности, у финансистов, юристов, маркетологов, айтишников, директоров по операциям. А у специалистов по GR и телевизионщиков зарплаты даже его превысили, говорит он.
Управленец на замену
Количество заказов действительно выросло более чем на треть, согласна управляющий партнер хедхантинговой компании Top-Contact Лия Купчина. Но дело, по ее словам, не столько в росте активности на рынке, а в том, что II квартал 2009 г. для большинства хедхантеров был просто отвратительным. Консультанты могут получать деньги вплоть до полугода после выполнения заказа, говорит она. И если в I квартале 2009 г. хедхантеры регистрировали выручку, полученную за докризисные заказы, то II квартал 2009 г. оказался самым плохим за всю историю отрасли, говорит она. Не было ни заказов, ни поступлений за прошлые периоды, поэтому сравнение со II кварталом 2009 г. Купчина считает не совсем корректным: база слишком низкая. В 2010 г., по ее словам, произошел довольно неожиданный всплеск заказов в мае и июне: в этом году люди позже уходят в отпуска. Но выручка от этих заказов поступит в лучшем случае во второй половине года, уточняет она.
По словам Купчиной, профиль востребованного топ-менеджера практически не изменился. Кадровый рынок, по ее словам, чем-то напоминает рынок недвижимости. Когда нет инвестиционного спроса, все сделки на рынке недвижимости связаны с завуалированными съездами и разъездами, замечает она. Точно так же на кадровом рынке никто пока не готов инвестировать в развитие. Большинство компаний ищут топ-менеджеров на замену. Спроса на антикризисных специалистов как не было, так и нет, говорит она: к управлению компаниями вернулись их собственники. Точно так же специалистов по развитию бизнеса как не нанимали, так и не нанимают. Если компании и ищут топ-менеджеров, то в основном исключительно на замену выбывшим по тем или иным причинам. Консультантам заказывают менеджеров, пусть чуть более профессиональных, но в принципе того же самого склада, что и ранее были на данных позициях, говорит Купчина.
Откуда данные
Ассоциация консультантов по поиску руководителей высшего звена (AESC) проводит регулярные измерения состояния отрасли с 2004 г. – опрашивает ежеквартально 1500 консультантов, входящих в ассоциацию, из 46 стран. По оценке AESC, объем глобального рынка услуг поиска руководителей высшего звена по итогам 2009 г. составил $7,43 млрд.