На фоне санкций, ограничивающих поставки в Россию некоторых категорий продуктов, правительство Нижегородской области и региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) усилили надзор за ценовой политикой поставщиков продовольствия и торговых сетей. Пока серьезного роста цен чиновники не наблюдают, хотя в госорганы уже начали поступать жалобы на увеличение стоимости отдельных категорий продуктов. Ритейлеры тем временем активно пытаются найти замену европейским поставщикам и рассчитывают на защиту областных властей от спекуляций местных производителей.
Областное министерство поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг запустило круглосуточный мониторинг цен на продовольствие. Как сообщает пресс-служба ведомства, информация поступает от покупателей, администраций районов и контролеров министерства. Параллельно в правительстве формируется оперативный штаб, который будет следить за изменением конъюнктуры продовольственных рынков. Ответственные за ежедневный мониторинг цен назначены и во всех администрациях муниципалитетов. "Оценивается не только минимальный и максимальный уровень цен на товары, но и широта и наполненность ассортимента по группам товаров. Перечень для мониторинга в настоящий момент включает 40 наименований, это в два раза шире перечня социально значимых товаров", — отмечают в министерстве. Первые результаты уже появились: в министерство поступили обращения граждан о том, что в двух федеральных торговых сетях цены на семгу только за вчерашний день выросли в два раза. В облправительстве эту информацию восприняли критически и созвали экстренное совещание с представителями торговых сетей. "Никаких объективных предпосылок для повышения цен на продукты сегодня нет. Мы не позволим наживаться на нижегородцах", — заявил глава минпредпринимательства Денис Лабуза.
В мэрии Нижнего Новгорода специальная комиссия мониторит цены на продукты дважды в день и отправляет информацию "на стол главе администрации". Первая проверка показала, что ассортимент товаров не изменился, как и их стоимость. "Мы также будем проводить рекомендательные беседы с предпринимателями, более тесно работать с нижегородскими производителями, качество продукции которых по многим показателям не уступает западным аналогам", — говорит заместитель директора департамента экономического развития города Вадим Крайнов.
Кроме того, к контролю ситуации с ценами на продукты питания — правда, пока только социально значимого сегмента — подключилось и УФАС. Первый после эмбарго экспресс-мониторинг показал, что из 25 социально значимых продуктов розничные цены заметно выросли с июня только на подсолнечное масло (15,88%), сахарный песок (14,87%), пшено (14,58%), мороженую рыбу (12,5%) и свинину (7,95%). С санкциями в УФАС связывают только цены на рыбу и свинину. Но пока паники среди населения из-за дефицита продуктов или роста цен в антимонопольной службе не наблюдают. "Так как подобные санкции на нашей памяти не применялись, у бизнеса нет проверенной модели поведения на такой случай, поэтому мы не видим пока каких-то значительных ценовых или маркетинговых изменений. А потребители спокойно смотрят на ситуацию, невротических порывов и ажиотажа нет, и, думаю, наша область в плане динамики цен традиционно будет находиться в конце списка", — говорит глава УФАС Михаил Теодорович.
Операторы торговых сетей серьезных убытков от введения санкций пока не отмечают, как и особого ажиотажа со стороны потребителей, и спешно ищут альтернативных поставщиков. В X5 Retail Group отмечают, что запасы нескоропортящихся продуктов, запрещенных к ввозу, пока есть на складах, а вот скоропортящихся уже меньше, и компания активно изучает рынки на предмет других поставщиков. Как уточнили в пресс-службе холдинга, в целом товаров, попавших под эмбарго, в магазинах сети было менее 10% от импорта, а доля импорта в общем обороте компании колеблется от 15% до 30% в зависимости от сезона. В российском представительстве Metro Cash&Carry долю импорта и попавших под санкции товаров не раскрывают, но не отрицают некоторого дефицита в нижегородских торговых точках сети. "Отсутствие ряда товаров на полках связано с переходным периодом по поиску альтернативы и долго не продлится: после определения перечня продукции, импорт которой подпадает под ограничения, мы незамедлительно приступили к поиску альтернативных решений. А так как с момента выхода на российский рынок мы закупаем большинство наших товаров в РФ и постоянно увеличиваем долю российских поставщиков в своем ассортименте, то полагаем, что данная ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране. Хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно", — говорят в компании. Альтернативные продукты ритейлер намерен закупать у российских поставщиков, в том числе в Нижегородской области, а если не найдет аналога на российском рынке — сфокусируется на странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южной Африки и Новой Зеландии. Правда, в компании отмечают, что на восполнение ассортимента понадобится время, хотя "это не вопрос тех нескольких дней, прошедших с момента введения эмбарго".
Нижегородский оператор сетей магазинов "Райцентр" и "Гастроном №1" тоже активизировал поиски альтернативных европейским поставщиков. "Если в обороте „Райцентра“, где сегмент сыров и фреш-сегмент представлен не очень широко, доля запрещенных сейчас импортных продуктов составляла всего 3–4%, то в сети „Гастроном“ — 6–7%", — отмечает директор по развитию сетей Ольга Палачева. По ее прогнозу, из списка попавших под ограничения продуктов нельзя будет восстановить в ассортименте только сыры премиальных категорий: лишь у некоторых сыров, которые до введения санкций поставлялись из Италии, Голландии, Франции и Германии, есть российские или белорусские аналоги, и те уступают в качестве. Альтернативу норвежскому лососю, сибасу и дорадо компания нашла в Чили и на Виргинских островах, и ключевые закупщики ритейлера уже ведут переговоры с местными поставщиками. Европейские фрукты сетевой оператор рассчитывает заменить турецкими, крымскими и заокеанскими. В целом ситуация неопределенности и возможного дефицита по отдельным группам товаров, прежде всего премиального сегмента, может продлиться еще месяц, прогнозирует госпожа Палачева, хотя потребитель, скорее всего, ее почти не почувствует. "Проблема в том, что некоторые недобросовестные поставщики пытаются пользоваться моментом и повышать цены на поставляемую продукцию, в том числе речь идет о поставщиках молочной продукции. Здесь есть спекулятивный момент. Но мы уже обратились в министерство, и, надеюсь, ситуация будет урегулирована", — говорит Ольга Палачева.