Российские интернет-магазины поставлены в неравные условия с иностранными конкурентами. Из-за самого высокого в мире беспошлинного порога, установленного в России на трансграничную торговлю, а также из-за отсутствия необходимости платить налоги зарубежный e-commerce может позволить себе продавать товары на 25–30% дешевле, чем российские магазины.
Китайское нашествие
Более 50% российского рынка трансграничной интернет-торговли контролирует китайский AliExpress. Для компании Россия является стратегическим рынком — именно наши соотечественники приносят AliExpress основную прибыль за пределами Китая. Популярность китайского магазина в России объясняется прежде всего низкими ценами, но дело здесь не в пресловутой дешевизне китайских товаров с соответствующим качеством. eBay, например, ещё по итогам 2014 года занял 30% российского кроссбордера. Иностранные магазины могут позволить себе держать низкие цены, а иногда и демпинговать просто потому, что не платят ввозные пошлины и НДС, в отличие от отечественных игроков.
Стремясь захватить как можно большую долю рынка, зарубежные компании на данном этапе не заботятся о прибыли, инвестируя миллиарды долларов в экспансию. К тому же при тех условиях, которые созданы в нашей экономике для российских производителей, когда большинство предприятий работают "вопреки", наша промышленность неспособна создавать конкурентоспособный по цене и качеству товар. Это значит, что ассортимент российских продавцов во многом состоит из иностранных позиций, но, в отличие от иностранных интернет-магазинов, отечественные игроки вынуждены платить таможенные пошлины за ввоз этих товаров. Что автоматически означает повышение цены продажи.
Покупателя, предпочитающего зарубежные магазины, легко понять. Он ищет, где ему удобнее и выгоднее. Он не должен думать о судьбе экономики. Тем более государство создаёт своим гражданам все условия для покупок за рубежом. В России установлены беспрецедентно высокие пороги беспошлинной торговли: 1000 евро или 31 кг. Для сравнения, в странах ЕС покупатели платят дополнительную пошлину при покупке от 22 евро. В Китае, вы удивитесь, порог ещё ниже — всего 7 евро.
Переступить порог
Понятно, что в 2010 году, когда принимались действующие пошлины, была задача развивать рынок. Но прошло пять лет, и наступила новая реальность. Тем не менее недавно опять было принято решение отложить снижение порога беспошлинной торговли на неопределённый срок. 2 декабря Совет Евразийской экономической комиссии так и не утвердил введение новых таможенных пошлин и сборов на посылки из зарубежных интернет-магазинов.
Для российского e-commerce каждый день промедления означает очередной шаг в сторону пропасти. Российским компаниям недоступен основной инструмент привлечения покупателей. Мы заведомо проигрываем в ценовой политике, поскольку, в отличие от иностранных конкурентов, вынуждены платить таможенные пошлины до 10% и НДС 18%, а также другие налоги. Снижение цен российскими интернет-магазинами в таких условиях невозможно.
Чтобы создать равные условия для российских компаний в борьбе с иностранными, государство обязано резко снизить порог хотя бы до уровня, принятого в ЕС, а возможно, и вовсе его убрать. Снижение порога до 150 евро — именно эта цифра фигурирует чаще всего — явно будет недостаточным (особенно после серьёзного падения рубля). Средний чек в трансграничной торговле находится в районе 2500–2700 рублей, по сегодняшнему курсу это меньше 40 евро. Есть все шансы, что в этом году средний чек будет ещё более скромным — население у нас явно не богатеет. При этом именно благодаря кризису интернет-торговля будет только расти — товары в интернете в любом случае стоят дешевле, чем в офлайне. Поэтому сейчас у иностранных интернет-гигантов есть все шансы занять российский рынок, а отечественный e-commerce рискует навсегда его потерять.
Школа выживания
Вообще, российские предприниматели уже привыкли решать собственные проблемы самостоятельно. Более того, часто можно услышать такое мнение: пусть государство лучше оставит нас в покое и просто даст нам спокойно работать. Сейчас тем, кто хочет выжить в таких неравных условиях, приходится серьёзно заниматься собственным сервисом. Уже сейчас во многих российских магазинах он приближён к мировым стандартам, а иногда, на мой взгляд, и вовсе является лучшим в мире.
Ещё недавно конкурентным преимуществом российских магазинов была скорость доставки — из-за рубежа товар мог идти неделями. Сейчас сроки доставки сокращаются — в том числе благодаря строительству иностранными компаниями распределительных складов на границе. Российские магазины пытаются ответить доставкой в день заказа (доставкой на следующий день уже никого не удивишь). Некоторые компании пытаются усовершенствовать систему доставки и гарантировать клиентам конкретное время, а не "с 10 до 18".
Бесплатная доставка нескольких позиций на выбор (например, нескольких пар обуви), возможность отказаться от товара, если он не подошёл, возврат в течение года товара ненадлежащего качества — все эти меры призваны удержать старых и привлечь новых покупателей. Но для бизнеса всё это очень накладно (дополнительные расходы на логистику, нехватка оборотных средств и т. п.).
Чтобы выжить в таких условиях, интернет-предприниматели вынуждены постоянно искать новые способы снижения издержек. Конечно, это всегда полезно для любого бизнеса, и те, кто справится с этой задачей, вполне возможно, в будущем получат бонус в виде лидерства на рынке. Но процесс закалки слишком суровый. Вполне возможно, что к тому времени, когда государство опомнится, на рынке интернет-торговли не останется ни одного сильного российского игрока.