В то время как большинство ведущих экономик мира пытается преодолеть стагнацию, ВВП Германии демонстрирует завидный рост. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, в этом году он составит 3,5%. В мире заговорили о новом «немецком экономическом чуде». Что за ним стоит — выяснял The New Times.

Благоприятный для Германии прогноз, обнародованный в октябре, появился, разумеется, не на пустом месте. Он базируется на экономических итогах второго квартала этого года: за этот период ВВП ФРГ вырос на рекордные 2,2% по сравнению с первым кварталом и на 4,1% — в годовом измерении. Это лучший результат, достигнутый за аналогичный период за двадцать лет после объединения Германии. Таким образом, самая крупная экономика еврозоны взяла на себя роль «локомотива» для всего ЕС. Другие страны Евросоюза не смогли во втором квартале преодолеть даже скромный рубеж 1% роста (Австрия — 0,9%, Франция — 0,6%, остальные еще меньше).

«Тедди» для китайчат

Немецкие эксперты в большинстве своем разделяют оптимистические прогнозы международных финансовых организаций: как утверждает исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Германии Мартин Ванслебен, к концу года рост составит небывалые за последнее время 3,4%. Примерно тех же цифр придерживается и президент мюнхенского Института экономических исследований Ганс-Вернер Зинн.

В чем же причины столь впечатляющего по европейским меркам развития? Зинн считает, что ориентированной на экспорт экономике ФРГ помогли улучшение глобального спроса и, соответственно, рост заказов на продукцию германской промышленности. Посткризисная практика продемонстрировала, что успех немецкого экспорта обусловлен высочайшим технологическим качеством продукции и, что чрезвычайно важно, точно выбранным направлением. И направление это — Китай.

В нынешнем году поставки немецких товаров в КНР в первом полугодии составили €25,2 млрд, что на 56% больше, чем за тот же период прошлого года. Лимузины, станки, турбины, электротовары, огромный спектр продуктов химической промышленности, горнодобывающее оборудование, стройматериалы, солнечные батареи, ветряные двигатели — номенклатура поставок в Поднебесную, по мнению экспертов, в ближайшее время будет только увеличиваться. Скажем, поставка дорогих автомобилей возрастет до конца года еще на 5–7%.

В масштабном экспорте участвуют не только гиганты типа Siemens или BASF, но и средний бизнес. Об этом The New Times рассказал Мартин Херренкнехт из южно-немецкого городка Шванау, чья фирма производит буровое оборудование: «С начала года наша компания получила из Китая уже 19 заказов для прокладки туннелей в метро и семь — для железных дорог».

Примечательно, что немцы поставляют в Китай не только машины, способные в дальнейшем обеспечить независимость КНР от внешних рынков, но и товары широкого потребления. Например, игрушки. Китайцы весь мир заполонили своим низкопробным игрушечным ширпотребом, однако сами аккуратно покупают немецких безопасных медвежат «Тедди». Закупают они и безопасные бритвы, поскольку собственно китайскими бриться вовсе не безопасно.

О пользе «воздержания»

Еще один важный фактор, резко поднявший конкурентоспособность немцев, — гибкая политика на рынке труда и максимально возможное сокращение расходов на персонал. За последнее десятилетие реальная зарплата наемных работников в Германии, по официальным данным, снизилась на 0,8% (в том числе в прошлом году — на 0,2 %). Казалось бы, немного, но это смотря с чем сравнивать. В Греции за тот же период зарплата повысилась почти на 40% (и даже в прошлом кризисном году выросла на 1%), в Великобритании — на 26,1%. В прошлом году зарплаты росли во Франции, Нидерландах, Португалии… Но не в ФРГ! Кстати, немецкие профсоюзы в разгар кризиса поддержали «временное замораживание» доходов своих членов. А также уменьшение рабочих часов и дней, но при условии сохранения рабочих мест.

О том, как работает принцип «воздержания», The New Times рассказали в автоконцерне Daimler-Benz: там рабочее время сокращено на 8,75% с соответствующим снижением зарплаты, а уже согласованное повышение тарифных ставок перенесено с мая на октябрь. Кроме того, трудовой коллектив в прошлом году предоставил концерну своего рода краткосрочный кредит в размере €280 млн, согласившись отсрочить полагающиеся каждому сотруднику выплаты по итогам года (€1990 на брата) с марта на декабрь, когда дела у автогиганта пошли лучше. Шеф концерна Дитер Цече в знак солидарности с коллективом сам себе урезал премиальные выплаты на 30%. Член правления «Даймлер» по финансовым вопросам Бодо Уэббер сообщил, что в прошлом году удалось сэкономить таким образом €1,8 млрд.

Сейчас сокращенный рабочий день на многих немецких производствах постепенно отменяется. А число безработных снизилось почти до 3 млн. человек. Мало того, требуются новые работники: в августе объем заказов для промышленных предприятий ФРГ вырос на 3,4% по сравнению с июлем. Недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель оценила антикризисную модель немецкой экономики как «почти идеальную». При этом всем ясно, что такая модель действует лишь на ограниченном промежутке времени.

Концы с концами

Не менее важным стимулом для оздоровления экономики стало сокращение бюджетных расходов. Власти ФРГ приняли решение сэкономить около €80 млрд к 2014 году. Кроме того, умеренный уровень безработицы и увеличение налоговых поступлений уже сейчас позволяют уменьшить объемы новых заимствований на финансовом рынке. А в 2012 году минфин ФРГ ожидает снижения дефицита бюджета до предусмотренных законами Евросоюза 3% ВВП.

При этом на первый план выходит необходимость сокращать госрасходы таким образом, чтобы не повредить экономическому росту. Валютные передряги в ЕС сыграли немцам на руку, подстегнув экспорт. Пока будут существовать опасения в отношении всей финансовой системы и экономических перспектив ЕС, евро вряд ли сильно поползет вверх и, таким образом, вряд ли сократятся доходы от экспорта.

Существует, правда, другая опасность, о которой предупреждают некоторые немецкие экономисты. По мнению экономиста Commerzbank Ральфа Совина, централизованная европейская финансово-кредитная политика при неодинаковых экономических составляющих в разных странах может привести к наплыву в Германию «лишних» денег, снижению конкурентоспособности немецких товаров, что может притормозить немецкий «локомотив». В ФРГ уверены: если так произойдет, всей Европе несдобровать.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments