Сегодня в Казани открывается второй торговый центр «Метро Кэш энд Керри». Он расположится в районе улицы Тихорецкая, который является одним из мест концентрации объектов мелкооптовой торговли. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что расширение немецкой сети, с одной стороны, вызовет оживление в этой части города, а с другой — повлечет уменьшение объема продаж у местных игроков оптового рынка и дистрибьюторских компаний.

Вслед за гипермаркетом на улице Вахитова, немецкий ритейлер в Казани открывает еще один магазин Metro, но уже на другой стороне реки Казанки. Место для формата "кэш энд кэрри" игрок выбрал на ул. Тихорецкой, где сосредоточены многочисленные склады казанских игроков оптового рынка.

По словам Оксаны Токаревой — руководителя по корпоративным и внешним коммуникациям Metro, общая площадь второго торгового центра – 12 тыс. кв. м, торговая площадь — 7,6 тыс. кв. метров. «Количество рабочих мест – 200. Ассортимент — 30 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе под собственными марками. Инвестиции в строительство каждого торгового центра Metro в среднем составляют 20 — 22 млн. евро», — рассказала она газете "БИЗНЕС Online". По словам Токаревой, компания считает рынок Казани и РТ крайне перспективным для дальнейшего развития мелкооптового бизнеса компании, и не исключают и дальнейшего развития в республике в будущем.

Напомним, что первый магазин немецкой компании в Казани на 8,5 тысячи кв. метров был открыт еще в 2004 году, а в 2006 году компания ввела в эксплуатацию гипермаркет в Набережных Челнах площадью 8 тысяч кв. метров.

«Метро» работает в формате B2B (бизнес для бизнеса), ориентируясь на профессиональных клиентов – отели, рестораны, кейтеринговые компании, предприятия розничной торговли  малых форматов, различные сервисные компании, офисы и прочие коммерческие, а также государственные организации. «С этой точки зрения компания занимает свою нишу на рынке, и другие участники рынка, розничные компании, не могут конкурировать с «Метро», — считает Токарева.

В то же время следует отметить, что в конце прошлого года в Зеленодольске другой игрок — X5 Retail Group N.V. открыла свой первый в Татарстане магазин формата кэш энд кэрри «Пятерочка Макси». Правда, в отличие от немецкого конкурента, он в разы меньше по торговой площади и ассортименту.

Среди других игроков, которые в ближайшее время откроются в Казани, можно указать другую немецкую сеть Selgros. Ее магазин расположится в Казани на Мамадышском тракте. "Формат «кэш энд кэрри» неплохо работает в России, хоть и представлен двумя «классическими» международными игроками —  Metro Cash&Carry и Selgros. По формату они одинаковы, а вот по позиционированию, различаются, — рассказывает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании Магазин Магазинов в ассоциации с CBRE. — Первый работает только с юридическими лицами и ИП, клиентами второго становятся и юридические и физические лица. «Метро кэш энд Керри» Cash&Carry является безусловным лидером в России, открыв около 60 магазинов по всей стране. Selgros начал развиваться в России относительно недавно и идет по протоптанной дорожке, открывая возможности мелкооптовой покупки и для физических лиц».

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить влияние, которые окажет на рынок открытие нового магазина.

Искандер Юсупов — директор "Супермаркет Недвижимости" (инвестгруппа ASG):

— Я бы не сказал, что в Казань перенасыщена форматом кэш энд кэрри, более того, формат мелкооптовой торговли пока развит слабо. Во-первых, некоторые районы города вообще плохо обеспечены такого рода торговыми площадями, хотя вполне плотно заселены. Я говорю о Кировском и Авиастроительном районах. Их жители либо вынуждены ехать за закупками в другой район, либо обходиться близлежащими мелкими торговыми точками. Во-вторых, само по себе то, что магазины продолжают открываться, говорит о том, что ритейлеры продолжают считать это выгодным и инвестируют деньги. Однако при этом можно говорить о локальном перенасыщении некоторых районов города.

Думаю, что открытие второго магазина Metro не окажет какого-то значительного влияния на рынок: те, кто раньше ездил в дальний магазин, просто начнут ездить в новый. Selgros (который так же планирует открытие в этом году) вряд ли оттянет покупателей Metro: при приблизительно равных ценах и ассортименте, люди едут туда, где ближе.

Альфред Валиев — выборный директор рынка «Уныш»:

— Этот второй магазин Metro открывается специально для рынков, чтобы мы закупались у них оптом. И так некоторые у нас там закупаются, и Гильдия предпринимателей, в которую мы входим. Очень много закупаются в Metro для киосков, для кафе. Если берешь на определенную сумму, идут большие скидки. У нас в Казани, в основном, перенасыщение идет «Пятерочками» и «Магнитами». Но тот товар, который есть там, он несравним с рынками. Однако они не могут с нами конкурировать, у них маленький ассортимент. Конкуренции с нами точно не будет.

Виталий Тимуца — генеральный директор ГК «Смайл»:

— Открытие второго магазина МЕТРО, без сомнения, повысит конкуренцию на рынке, но для более полного понимания ситуации ее необходимо рассмотреть с двух позиций. С позиции В2С – это конечные потребители, приобретающие товары для личного пользования, и с позиции В2В – мелкая и крупная розница (сети), сегмент Нoreca.

Несмотря на то, что МЕТРО Cash&Carry  позиционирует себя как магазин В2В сегмента, значительную долю прибыли ему приносят обычные потребители. Для них — особенно это касается жителей центра Казани, Советского и Приволжского района — открытие второго магазина МЕТРО — это возможность закупать продукты в большей доступности, нежели раньше в МЕТРО, расположенном в Кировском районе. Второй момент обусловлен правилами рынка: новый магазин —  это всегда рост конкуренции, а значит, потребитель снова выигрывает или за счет снижения цен, или за счет более широкого предложения.

Если говорить о сегменте В2В, в частности, оптовом рынке и дистрибуторских компаниях, — для них это, прежде всего, уменьшение объема продаж, поскольку МЕТРО Cash&Carry значительные объемы продукции закупает напрямую у производителей, в обход дистрибуторов.

Данный сегмент, естественно, востребован в Казани, однако открытие второго магазина METRO – это, скорее, стратегический шаг, который в будущем позволит заранее заполнить место на рынке, поскольку на данный момент серьезной востребованности в данной сфере нет.

Открытие гипермаркета Selgros – однозначно увеличит конкуренцию, в таком случае действительно можно говорить о перенасыщении рынка Cash&Carry  на данный момент.

Гульнара Постнова — директор по маркетингу "Эдельвейс групп":

— Сам по себе бизнес «Метро» можно охарактеризовать, как «убийцу» мелкого опта. Конкуренция в этом сегменте достаточно велика. В данном случае выбор  местоположения Метро неслучаен. В районе ул. Тихорецкая располагается одна их самых крупных в городе дислокаций  мелкооптовой торговли. Открывшись именно здесь, Метро наиболее эффективно избавляется от своих основных конкурентов, т.к. ассортиментная линейка и уровень цен позволяют ему конкурировать практически по всем категориям товаров.

Справка

Metro AG — управляющая компания Metro Group, управляющей третьей по величине торговой сетью в Европе и пятой — в мире. METRO Group была основана в 1996 году в результате слияния METRO Cash & Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG.

В 1968 году концепция «Кэш энд Кэрри» распространилась за пределы Германии. В последующие годы METRO Cash & Carry и Makro динамично развивались не только на родном немецком рынке, но и в Нидерландах, а затем и по всему миру. Основные владельцы Metro Group — семьи немецких предпринимателей Ханиель и Шмидт-Рутенбек (47,41 % голосующих акций), семья Байсхайм (13,21 % голосующих акций), остальные акции находятся в свободном обращении.

В состав METRO Group входят METRO Cash & Carry (мелкооптовая торговля), продуктовые супермаркеты Real, магазины электроники и бытовой техники MediaMarkt, Saturn и универмаги Kaufhof и другие. В компании работают более 103 тысяч человек. Выручка компании в 2010 году составила 67,26 млрд евро, чистая прибыль — 1 млрд евро.

По состоянию на декабрь 2011 года в России работал 61 торговый центр «Metro Cash&Carry».

Продажи группы в России в 2010 году составили 4,23 млрд евро. Продажи Metro Group в 2008 году в России составили €3,83 млрд (рост на 26,3 %), в том числе продажи Metro Cash & Carry — €3,05 млрд (рост на 19,9 %), сети гипермаркетов Real — €404 млн (рост на 39,3 %), сети Media Markt — €347 млн (рост на 91,8 %).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar