Последние годы российская экономика процветала за счет высоких цен на сырье и нефть, а это привлекало зарубежные инвестиции. Особенно активны были фирмы из ФРГ, поставляющие высокотехнологичное оборудование и товары повседневного спроса. Однако в нынешнем году экономика РФ испытывает серьезные трудности. В отличие от других быстроразвивавшихся стран, например Китая и Бразилии, где кризис уже завершился и которые снова презентуют показатели роста, Россия никак не может выбраться из болота мировой экономической рецессии. По итогам первого полугодия ее ВВП упал на 9%.
Причина падения российской экономики заключается в громадной зависимости от экспорта сырья. Инвесторы вывели из России свои капиталы, и рубль попал под пресс инфляции. Несмотря на интервенции ЦБ РФ, рубль потерял по отношению к евро за год 22%, а его потери по отношению к доллару превысили 25%.
Еще недавно Россия была важнейшим рынком сбыта для немецкого машиностроения, однако сейчас ситуация на нем заметно ухудшилась. Объем поставок за период с января по апрель сократился примерно на 35%. Эксперт по России в Союзе немецких машиностроителей VDMA Юлиане Краузе прогнозирует, что таким же будет этот показатель и по итогам всего 2009 года.
Год назад объем поставок немецких производителей в РФ составлял примерно 8 млрд евро, что было на 25% больше результата предыдущего года. Спросом пользовались прежде всего строительная и сельскохозяйственная техника, а также оборудование для производства продуктов питания, включая упаковочные машины. Россия поднялась на четвертое место среди потребителей продукции немецкого машиностроения, а индустрия страны демонстрировала гигантский голод на современные установки и агрегаты. Однако теперь в России действует негласное правило — приобретать отечественное оборудование. Это сильный удар, в частности, по немецким фирмам, поставляющим в РФ тракторы и комбайны. Кроме того, ввозная пошлина поднята с 5 до 15%. Глава секции сельхозтехники в VDMA Кристиан Паульсен прогнозирует 50-процентное падение экспорта в РФ.
Конъюнктурный кризис и ослабление рубля бьют и по немецким концернам, которые работают непосредственно в России. Например, Metro AG, который в течение целого ряд лет компенсировал хронически слабый спрос на родине путем расширения своей активности за рубежом. В свое время этот концерн откликнулся на призыв своих инвесторов и открыл в России многочисленные филиалы сетей MediaMarkt и Saturn, однако теперь привычные показатели роста выручки и прибыли остались для Metro AG в прошлом.
Для второго по величине в мире производителя спортивной обуви Adidas Россия также стала за эти годы одним из главных рынков, таким же важным, как Германия или Франция. Впрочем, много денег теряет сейчас в России не только Adidas, но и Nike и Puma, ведь свой товар они закупают в Азии на доллары, а продавать его в России должны за рубли. Впрочем, покидать российский рынок никто из них не собирается. Так, несмотря на экономический спад, Adidas намерен открыть в текущем году в России двузначное число своих новых магазинов. Хотя это будет и меньше тех ста новых филиалов, которые планировались прежде, но Россия имеет слишком большой потенциал роста, чтобы останавливать экспансию сейчас полностью, говорят в штаб-квартире концерна.