Долгое время немецкие строительные фирмы в России процветали, но финансовый кризис привел к тому, что пузырь недвижимости лопнул, а перспектив возрождения отрасли до сих пор не видно. Впрочем, покидать российские просторы германские компании не спешат, ведь в противном случае, когда ситуация стабилизируется, рассчитывать на расположение властей и в федеральном центре, и в регионах им не придется.
Глава российского подразделения строительного концерна Hochtief Том Шмидт прекрасно знает, что заработать в России может лишь тот, кто не боится дальних дорог. Поэтому к девятичасовым перелетам из Москвы во Владивосток он уже давно привык. Через два года здесь состоится саммит АТЭС, в ходе подготовки к которому Hochtief возводит терминал международного аэропорта стоимостью 100 млн евро. Еще недавно подобный объект был бы для строителей из Эссена рядовой сделкой, но после того, как кризис поставил всю отрасль на колени, терминал во Владивостоке является для Hochtief одним из самых крупных заказов.
Скорого улучшения положения дел, увы, не предвидится. Даже несмотря на то, что вырасти в нынешнем году российская экономика должна не меньше чем на 4%, строители будут рады, если их отрасль останется хотя бы на уровне прошлого года. Согласно официальной статистике, объемы строительства за период с января по май 2010 года оказались на 5,1% меньше, чем и без того слабые итоги того же периода прошлого года. «Новым бумом в строительстве пока не пахнет, и на докризисный уровень отрасль выйдет не раньше чем через два-три года», — заявил глава российского подразделения производителя стройматериалов Knauf Герд Ленга.
В преддверии кризиса пузырь на рынке раздувался в первую очередь в сегменте офисного строительства. Ныне же отрасль страдает от того, что начатые стройки замерли, а новые проекты никто не продвигает. Одна из причин этого в кредитном дефиците. Хотя российские банки и располагают большим запасом ликвидности, однако предоставлять кредиты они не торопятся. В результате по итогам первых месяцев года уровень загруженности строительных мощностей составил лишь 50%. Застой этот касается всей технологической цепочки — от производителей стройматериалов, типа Knauf и Heidelberg-Cement, до архитекторов и девелоперов.
Правительство РФ обещало помочь отрасли. Так, премьер-министр Владимир Путин заявил, что до 2013 года в государственное жилищное строительство будет направлено в виде прямых инвестиций и через кредиты 31 млрд евро. Однако за первые четыре месяца этого года пришло лишь 1,7 млрд евро. Единственным светлым пятном на общем фоне является сегмент частного строительства жилья. У населения достаточно средств и на ремонт, и на строительство. «Сейчас наши лучшие клиенты — это те, кто строит себе собственные дома», — сказал г-н Ленга.
Впрочем, реализация стройматериалов через розницу не способна полностью загрузить мощности Knauf. «Во времена строительного бума мы инвестировали в России исходя из реального спроса, теперь же ломаем голову, имея 20% избыточных мощностей», — сказал Герд Ленга. Он признал, что исходя из экономической целесообразности Knauf должен был бы закрыть в России один-два из своих 14 заводов, однако это невозможно сделать «по политическим и социальным причинам». Г-н Ленга прекрасно понимает, что, поступи он так сегодня, рассчитывать в дальнейшем на поддержку планов будущей экспансии Knauf в России со стороны губернаторов и правительства в Москве ему уже не придется.