Проблемы сувенирного бизнеса в Татарстане обсудили сегодня предприниматели в музее ИЗО РТ. На этот раз «сувенирщики» жаловались не на высокие налоги, арендную плату и обилие контрафактной продукции, а на… себя. Говорили об отсутствии качественных сувениров, обмане покупателей, отсутствии ориентации на потребности туристов и собственной безответственности. За интересными спорами наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Сувенирный семинар

Общение без обид и пафосных докладов – так можно охарактеризовать необычный семинар комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при ТПП РТ, стартовавший сегодня в музее ИЗО РТ.

Необычность семинара диктовалась творческим составом его участников. Это были художники с мечтательным взором (взор этот, правда, при разговоре о деньгах куда-то исчезал), в вязаных шапочках и одежде нестандартного покроя… Среди участников были замечены директор Казанского Арбата Александр Раучук и основатель клуба лоскутного шитья Казани Нина Кузнецова. Как быстро выяснилось, все пришли на семинар поделиться своей болью – невозможностью вести бизнес и заниматься любимым делом в нашей республике.

В рамках семинара была организована выставка «Сувениры Республики Татарстан», но, к сожалению, не так много художников на ней представили свои работы: было всего восемь столов с изделиями мастеров. Кстати, лоскутное одеяло ручной работы здесь можно было приобрести всего за 3 тыс. рублей.

«Художники часто не организованы и не образованы»

Проблемы, озвученные художниками на семинаре, не новы: высокая арендная плата, кадровый голод, огромное количество подделок, невостребованность продукции и отсутствие государственной поддержки. Однако сегодня – внимание! – художники жаловались не на государство, на себя.

Директор музея ИЗО Розалия Нургалеева рассказала случай, когда столкнулась с откровенным обманом. «Один предприниматель делает магниты путем распила строительных керамических плиток, толщина которых – 5 миллиметров. На плитку прилепляется магнит, который не способен этот вес выдержать. Получается, покупатель платит свои 25 рублей — и не может прикрепить магнит к холодильнику. Этим обманом я была просто ошеломлена. И на развитие бизнеса же были выделены деньги. Кто-то должен проверять бизнесменов, выделять деньги нужно честным предпринимателям. Некачественные сувениры портят имидж Татарстана».

В целом, художники «жаловались» на однотипность и некачественность собственной продукции. «Я прошлась по лавкам, которые есть на улице Баумана, – нет аутентичных сувениров. – рассказала Нургалеева. — Нет сувениров, рассказывающих об истории края, нет качественных сувениров. Художники часто не организованы и не образованы. И с этим срочно надо что-то делать».

Мнение директора музея поддержал и начальник отдела финансовых технологий и экономического анализа агентства инвестиционного развития РТ Алексей Угаров, который констатировал, что деньги республика, к сожалению, выделяла не на народные промыслы, а на штамповку. «На самом деле, программы мы еле закрыли, так как качественных работ было немного», — сообщил Угаров.

Отметим, что в прошлом году на развитие народно-художественных промыслов и производство сувениров в Татарстане из бюджетов РФ и РТ было выделено 36,3 млн. рублей. В 2011 году уже выделено 37,5 млн. рублей. «125 предпринимателей Татарстана, осуществляющих свою деятельность в сфере социального предпринимательства, уже точно получат поддержку. Кто еще войдет в число предпринимателей, зависит только от вас», — обратился к участникам семинара Угаров.

Ориентация на потребности туристов

В отличие от предыдущего заседания,  напоминавшего некий отчёт с перечислением проблем, возникших у предпринимателей сувенирного бизнеса, сегодняшний семинар был нацелен исключительно на решение проблем и поисков ответов на конкретные вопросы.

«Сувенирщики» говорили о необходимости изучать потребности туриндустрии, ориентации на то, «что нужно» туристу, а не на то, что «просто делается». «В настоящее время интеграция туристской отрасли и народных художественных промыслов не происходит в силу разрозненности и несостоятельности большинства предприятий народных художественных промыслов, – отметил председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при ТПП РТ Артур Мустаев. — Без организации принципиально новой системы производства и сбыта изделий народных художественных промыслов для нужд туриндустрии невозможно решать главную задачу – возрождения и модернизации отрасли народных художественных промыслов».

Участники семинара говорили о торговой интернет-площадке для реализации своей продукции. Мустаев отметил, что «работы по созданию площадки уже идут полным ходом». «Правда, всех на площадку мы пускать не будем. Некачественных товаров в Татарстане и так немало. Мы будем выбирать только высокохудожественные работы, чтобы задать планку», — сообщил Мустаев.

Кроме торговой интернет-площадки, представители сувенирного бизнеса РТ в данный момент разрабатывают концепцию программы «Ремесло в гостиных дворах при музеях РТ». Согласно этой концепции, продукция народных мастеров Татарстана должна появиться во всех музеях республики. «Это дало бы возможность работать продуктивно, как и для мастеров-ремесленников, так и для самих музеев», — подчеркнул Мустаев.

Угаров подчеркнул, что с этого года предприниматели будут нести ответственность за неисполнение обязанностей по реализации бизнес-плана. «Фразы «я не смог» нас больше не устроят. Если мы утверждаем бизнес-план и выделяем на него деньги, то он должен работать. И помните, что если вы пишете бизнес-план, то должны его защитить. А, значит, отвечать на конкретные вопросы. Многие свой рынок сбыта чувствуют интуитивно, и на вопросы ответить не могут», — рассказал Угаров.

Комментарии

Нури Мустафаев – директор развития народных художественных промыслов и ремесел РТ:
— Деньги на развитие народных промыслов и сувенирной продукции выделяются очень большие – порядка 40 миллионов рублей в год. Но только 30 процентов из них используются эффективно – теми, кто вложил в оборудование и новое производство. Остальные деньги были выделены на производство крашенных ручек, чашек и подобной штамповки. Я бы предложил государству субсидировать налоги на банковские кредиты, взятые на развитие бизнеса. Остальные государственные ресурсы надо тратить на бесплатные выставки, на продвижение Татарстана в регионах. Сейчас мастера платят бешеные деньги, причем свои, для участия в выставке. На Казанской ярмарке просят семь тысяч рублей, какой мастер это выдержит? Можно также формировать экспортный пакет, — для того, чтобы промыслы выставлять на международных выставках. Средства также нужно выделять для всех в целом, то есть делать налоговые льготы, выделять зоны для продажи сувенирной продукции. И для этого на самом деле 30-40 миллионов не нужно, достаточно 3 миллионов в год.

А сейчас получается, что раздали деньги, а дальше что? Купили мастера оборудование… Они же перешли на автоматику, перестали делать ручную работу. Для них это выгоднее и дешевле, но исторически сложившиеся отделка кожи, камня теряется. И государство это поддерживает! Это неправильно, надо поддерживать именно ручную работу. Например, кожаную мозаику, шитье, ювелирку, резьбу по дереву… Остальное – просто штамп. Зачем на штамп выделять 300 тысяч рублей? Вроде правильный шаг, а результата-то нет. Проблема реализации сувениров осталось. Лучше эти 300 тысяч потратить на участие в выставке. Сколько было случаев, когда людям давали деньги, а потом они не могли нигде продать изделия. А если люди будут знать, где будет реализована продукция, зачем тут помощь государства?

Площадь на Баумана под аренду стоит 2,5 миллиона рублей, кто это потянет? Зато за месяц появилось 12 пивных ларьков! Город пивников. В законе о народных художественных промыслах, в общем-то, все написано, нужно просто его исполнять, а не делать видимость работы. Результат – это самое главное. А это, прежде всего, благоприятные условия для реализации. А вот адресная помощь нужна, на мой взгляд, лишь в социальной сфере, бабушкам, дедушкам….

Нина Кузнецова – член Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, основатель клуба лоскутного шитья Казани:
— Мастера выкручиваются своими силами. Самое страшное не то, что мы покупаем материалы за свой счет, а то, что мы едем на международные конкурсы за свой счет. Мастер-классы, которые проходят за рубежом, Москве и Санкт-Петербурге, необходимы для повышения качества продукции. Если бы мне не помогал мой сын, я бы не прославляла республику на всех международных конкурсах и российских фестивалях. Например, есть приглашение в Германию, но я ведь не могу туда поехать. За 12 лет мы однажды увидели помощь только от Зили Рахимьяновны Валеевой, которая была министром культуры РТ. Тогда пришло приглашение из Германии, я пыталась обратиться в соответствующее ведомства, чтобы мне оплатили проезд. И еще один раз наша сотрудница составила бизнес-план и получила 300 тысяч на оборудование. Она купила три вышивальные машины, но при этом ведь надо покупать и нитки. Одна бабинка стоит 600-700 рублей. Они продаются только в Москве. А для того, чтобы что-то вышить нужно минимум 20-30 бабинок…

Нажип Наккаш – художник-каллиграф:
— Подобные семинары очень нужны для того, чтобы люди знали о твоей продукции. С этой точки зрения поможет и интернет-площадка. Клиентов же мы находим только с помощью сарафанного радио. Обсуждение возникших проблем тоже необходимо. Хотя я, если честно, в государственную поддержку верю мало. Сколько работаю, ее так и не видел. У меня нет большого оборудования, поэтому государству я не интересен. За материалы оно тоже денег не обещает.

Наиль Галеев – исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса:
— Вы знаете, по какой-то загадочной причине сувениры во всем мире стали однотипными. В Стамбуле, в Праге и в Казани – все однотипно. Меняются только логотипы городов, цвета и здания, или другие изображения. Согласитесь, что это странно… И возникает вопрос: а где наши умельцы, где их идеи, где национальный колорит, наша история и бренды? В свете этого у меня много вопросов к представителям этого бизнеса в республике…

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments