По последним оценкам специалистов, в 2009 году в Москве объем продаж кондитерских изделий по целому ряду наименований снизился на 20%; а в некоторых регионах страны потребление сладкого упало наполовину. В целом же страна по этому показателю вернулась на два года назад. Эксперты не ожидают существенных позитивных изменений и в этом году.

Цифры, приведенные исследовательской компанией WorkLine Research, появились в результате опроса экспертов и дистрибьюторов кондитерского рынка. Любопытно, что они подтверждаются и социологами. Так, по данным «Левада-Центра», 42% российских семей из-за снижения доходов сократило потребление сладких изделий. Тем не менее, говоря о нашем рынке кондитерских изделий в целом, международные эксперты отмечают, что в объемном выражении он, несмотря на кризис, занимает 2-е место после США, а в денежном находится на пятом месте в мире.

По данным известной в РФ компании отрасли, к которой «НИ» обратились за комментарием, за 2009 год кондитерская промышленность упала на 3%. Сильнее всего пострадал премиальный сегмент, потерявший 18%. В то же время экономсегмент вырос на 6%. Это означает, что те, кто сохранил сладкое в семейном меню, стали покупать продукцию подешевле, преимущественно от российских предприятий. На конец 2009 года структура отечественного рынка кондитерских изделий приобрела следующие контуры: около 10% в натуральном выражении приходится на импорт, а остальные 85% принадлежат российским производителям.

«Все участники исследования заявили, что в конце 2008 года их компании пересмотрели свои ассортиментные портфели, в частности снизили долю продукции премиального сегмента. Как показал опрос, федеральные представители розничного рынка хотят видеть в своем ассортиментном ряду более дешевые продукты, – сообщил Сергей Козырев, специалист по проектам отдела количественных исследований Workline Group (WG). – В результате многие дистрибьюторы сделали акцент на более дешевые позиции или сменили рынки сбыта, например ушли из дорогих сетей, а также стали привлекать других поставщиков, предлагающих продукты в привлекательной упаковке по более низкой цене».

«Перспективы развития ассортимента эксперты видят в создании новых вкусовых сочетаний, более экзотических, интересных, а также в диверсификации объемов упаковки в сегментах индивидуального и «семейного» потребления. Также перспективным считается направление развития, при котором происходит создание более сложных продуктов, находящихся на стыке различных категорий. Среди кондитерских изделий с высоким потенциалом такого способа развития эксперты выделили печенье, карамель, шоколадные конфеты и драже», – говорится в исследовании.

Опрошенные эксперты отметили интересную вещь – последнее время качество продукции отходит на второй план. И если российские фабрики выдают в основном дешевый или средний с точки зрения цены и качества продукт, то в премиальном сегменте расположились в основном зарубежные производители, использующие высококачественное сырье. Как правило, эти изделия отличаются оригинальной упаковкой и более высоким уровнем позиционирования. В торговле сетевые магазины быстро перестроились под более дешевый формат. При этом дистрибьюторы, работающие с дорогим импортным продуктом, из-за такого давления со стороны сетей находятся сейчас не в самом завидном положении. Ситуация для них омрачается также и тем, что европейские производители поднимают цены на те конфеты, которые раньше относились к среднему или низкому ценовому сегменту. В результате некоторые оптовики, специализирующиеся на импортной продукции, отказались от ее поставок на российский рынок. В то же время растет стоимость продукции российских производителей, использующих импортное сырье, – особенно это касается шоколада.

Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что в 2010 году этот сегмент рынка, если вырастет, то не более чем на 1–2%. А на наборы конфет и плиточный шоколад спрос может еще и упасть. Если кризис не затянется, слаще россиянам, скорее всего, станет не раньше 2011 года.

ЧЕМ И КОГДА ЛАКОМЯТСЯ РОССИЯНЕ
В целом в ассортименте кондитерских изделий можно выделить следующие группы: мучнистая (печенье, пряники, вафли и другие) – 55%, сахаристая (карамель, мармелад, драже, зефир) – 13%, шоколадная (конфеты, плитки, батончики) – 32%. Существуют и сезонные колебания спроса. Например, в теплое время года отмечается его повышение на мучные кондитерские изделия, карамель, желейные и помадные конфеты. Осень и зима – традиционно «шоколадные» сезоны, когда особенно сильной позицией считаются коробочные наборы, приобретаемые к праздникам.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments