Одна из крупнейших британских газет подготовила недавно статью о том, чего лишилась бы Англия, если бы не иммигранты. В топ-10 таких вещей и явлений, по мнению журналистов, вошла известная во всем мире торговая сеть Marks&Spencer.

Оказывается, гиганта ритейла основал в конце 19 века белорусский еврей Михаил Маркс, приехавший на Туманный Альбион из Слонима. Пешком обходя английские деревни с торбой дешевых товаров, вряд ли он думал о том, что этот бизнес вырастет в настоящую империю розницы.

И тем не менее, сегодня Marks&Spencer – на 43-м месте в мире среди торговых сетей. Около 1320 магазинов бренда продают одежду, товары для дома и элитные продукты в 59 странах. Оборот в прошлом году составил более 10 миллиардов фунтов стерлингов, а чистая прибыль – почти 500 миллионов.

Потому что плохо говорил по-английски

С чего же начиналась эта компания?

Точная дата рождения Миши Маркса неизвестна. Документы о натурализации называют 1859 год, а свидетельство о браке – 1853-й. Однако доподлинно известно, что появился он на свет в Слониме, который тогда был частью Российской империи.

В 1882 году молодой человек эмигрировал в Великобританию. Причиной стали гонения на евреев. Как сообщают различные источники, по-английски Михаил не знал ни слова и в кармане у него, как и обычно в историях на тему "из  грязи в князи", не было почти ни гроша.

Парень знал, что в городе Лидс есть компания под названием "Барран", которая нанимает еврейских беженцев. Туда он и отправился.

В 1884 году Маркс познакомился с Айзеком Дьюхерстом, владельцем одного из складов в городе. Они заключили договор, в соответствии с которым Михаил покупал у него оптом мелочной, но нужный товар и продавал поштучно в близлежащих деревнях.

Это оказалось выгодным делом. Прибыль позволила начинающему бизнесмену скопить достаточно капитала, чтобы поставить киоск на открытом рынке Лидса. Также он продавал товары в соседних Кастлфорде и Уэйкфилде.

Вскоре Маркс смог арендовать территорию на новом крытом рынке Лидса, который работал шесть дней в неделю. Один из киосков, открытых здесь Михаилом, стал революционным в области ритейла. Благодаря тому, что все вещи, продававшиеся в нем, стоили ровно один пенс.

Об этом громко кричал приколоченный сбоку плакат: "Не спрашивай цену – все по пенни". Говорят, сделал так выходец из Слонима по банальной причине: он плохо разговаривал по-английски. А значит, теперь не надо было мучиться, общаясь с клиентами.

Однако такой ход дал куда больше, чем ожидал бизнесмен. Слоган "Все по пенни" вдруг стал хорошо узнаваемым брендом. Покупателям и самим понравилось, что любая вещь, на которую падал их взгляд, имела одну и ту же небольшую цену.

 Кроме того, оказалась прорывной и сама идея собрать много разнообразных товаров под одной крышей. В Великобритании тогда еще не было универмагов.

Поэтому в течение нескольких лет Маркс открыл один за другим множество таких киосков по всему Йоркширу и Ланкаширу. Назывались они Penny Bazaar, что с использованием русского эквивалента можно перевести как "копеечный базар".

К этому времени Михаил остепенился. В 1886 году в Большой Синагоге на улице Белгрейв он сочетался браком с Ханной Коэн.

Бесплатный вход в магазины как ноу-хау

В 1894-м Маркс решает, что для расширения предприятия ему не обойтись без партнера. Сначала бизнесмен подошел с этим вопросом к Айзеку Дьюхерсту. Однако тот отказался. Но предложил вступить в дело своему кассиру Томасу Спенсеру.

Томас же, с свою очередь, рискнул, посчитав предприятие достойным, чтобы инвестировать в него необходимые 300 фунтов. Эта сумма была равна половине капитала компании.

Теперь партнеры разделили заботы на двоих: Спенсер взял на себя офис и склад, а Маркс продолжил заниматься киосками на рынках. Новый совладелец помог делу не только деньгами. За время работы на Дьюхерста он завел множество контактов. И сейчас мог получать товары по самой выгодной цене напрямую от производителей.

В это же время появилось и название компании, которое она носит по сей день.

Вместе Спенсер и Маркс смогли открыть магазины в Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле, Мидлсборо, Шеффилде, Бристоле, Хале, Сандерленде и Кардиффе. В 1897 году они построили в Манчестере новый склад.

Он и стал центром бизнес-империи, которая теперь насчитывала 34 торговые точки. Новые универмаги появились также в Брэдфорде, Лестере, Нортхэмптоне, Престоне и Суонси. В Лондоне так и вообще сеть могла похвастаться семью магазинами.

В организации работы всех магазинов лежали следующие принципы: товар должен быть дешевым, его должно быть много и различных видов.

Интересно также, что Маркс и Спенсер первыми сделали вход в свои магазины бесплатными. Для нас это звучит сейчас немножко странно, однако в те времена зайти в магазин и не быть обязанным купить в нем хоть что-нибудь являлось делом неслыханным.

5 мая 1897 года Маркс становится британским подданным. Marks&Spencer тем временем покупают ряд магазинов своих конкурентов и в 1903 превращаются в публичную компанию.

Первоначальные инвестиции Томаса Спенсера в 300 фунтов выросли в своей ценности до 15 тысяч. И он решил выйти из бизнеса, купив на заработанные деньги ферму, а через год скончался. Майкл Маркс стал полновластным хозяином сети магазинов.

Он продолжал заниматься делами компании вплоть до момента своей смерти в 1907 году, когда его бизнес как раз вышел на самый пик. Открытие новых магазинов стало почти заурядным событием. Начал формироваться фирменный почерк компании.

После кончины обоих компаньонов последовала битва в суде, и контроль над фирмой вместо душеприказчика Спенсера в конце концов взял в руки сын Майкла – Саймон. 

Не больше пяти пуговиц на один пиджак

Магазины Marks&Spencer продавали печенье, пряжу, булавки, гребни, иглы, носки и пластинки. Политика цен в один пенни с успехом себя оправдывала. Однако грянула Первая мировая: товары стали дорогими и возник их дефицит. Это навсегда изменило методы работы сети.

В условиях нарастающей конкуренции компания ушла от концепции Penny Bazaar и стала продавать вещи ценой до 5 шиллингов. Был сокращен ассортимент: универмаги сконцентрировались на двух секторах: еде, которая и раньше в той или иной мере присутствовала на прилавках, и одежде – совсем новой для компании сфере.

Marks&Spencer брали покупателя дешевой, но хорошо сшитой продукцией. Они были первым ритейлером, организовавшим лабораторию по ее тестированию и разработке новых тканей.

В 1928-м Саймон положил начало долгой традиции. Он ввел в честь своего отца бренд St Michael, который просуществовал до 2000-го. Под ним продавали сначала еду, а затем и одежду.

С 1920-х в компании стало действовать нововведение – были убраны из продажи те товары, которые сделаны не на территории Великобритании. Также покупателям разрешили в течение 90 дней после покупки делать возврат тех вещей, которые не были использованы.

Снова внесла свои коррективы война, на этот раз Вторая мировая. Бомбы повредили более 100 магазинов компании, полностью разрушив 16 из них. Британцы голодали, и еду зачастую продавали прямо из машин, без разгрузки.

Интересно, что в Великобритании в это время действовали ограничительные меры по пошиву гражданской одежды: на каждое изделие отводилось не больше 5 пуговиц, 2 карманов и 4 метров стежков.

После войны наступил период оживления и расцвета. Marks&Spencer старались идти в ногу со временем, опираясь на инновации. В 1960-х в лаборатории компании родилось множество новых тканей, например, терилен – аналог советского лавсана.

В это же время сеть ушла от продажи замороженного мяса. Куриные тушки и другое мясо охлаждали сразу же на бойне, затем перевозили в рефрижераторах, хранили в морозильниках и продавали из витрин-холодильников – все это при температуре 4 градуса Цельсия.

В 1944 году Саймон Маркс был посвящен в рыцари, а в 1961 получил титул барона. Умер сын основателя Marks&Spencer в 1964-м. Управлять компанией стал его компаньон и зять отца Израэль Зифф. В дальнейшем руководители розничной империи еще не раз менялись.
 
 
Прибыль убыла, прибыла, снова убыла

С 1973-го сеть начала расширяться заграницу: были открыты магазины в Канаде. В 1975-1977 годах – во Франции, Бельгии и многих других европейских государствах. В 1997-1998-м Marks&Spencer стали первым ритейлером в Британии, чья прибыль превысила миллиард фунтов.

В 1999 году у компании появился интернет-магазин. Это позволило покупать товары жителям стран по всему миру.

Правда, начиная с этого времени, гиганта торговли стали преследовать серьезные проблемы. Причиной многие называют слишком высокую разницу между себестоимостью продукции и ценами на нее. Это подорвало престиж марки среди покупателей.

Сыграла роль и конкуренция. Компания продавала только товары, сделанные в Британии, где производство было более затратным, чем, скажем, в Китае. К тому же сеть отказывалась принимать кредитные карты, кроме выпущенных под своим брендом.

В итоге прибыль резко упала с 1,2 млрд в 1998-м до 0,1 млрд в 2001-м.

Срочно были приняты меры. Marks&Spencer пришлось забыть про свою давнюю традицию продажи лишь отечественной одежды. Кроме того, магазины стали принимать "чужие" карты. Было решено закрыть бренд St Michael, чтобы не размывать единую торговую марку.

Нововведения сыграли положительную роль. К 2008-му ситуация выправилась: компания снова вышла на прибыль более 1,1 млрд фунтов. Однако затем позиции розничной сети опять пошатнулись из-за мирового кризиса. К 2012-му Marks&Spencer потеряла почти половину от этого миллиарда с хвостиком.

Как бы то ни было, компания продолжает оставаться одним из самых крупных ритейлерских бизнесов в мире. В нынешнем столетии сеть запустила целый ряд брендов одежды, среди которых Classic, Blue Harbour, Limited Collection, Per una, Portfolio.

А в 2013 году на Киркгейтском рынке Лидса установили действующий магазин – точную копию того самого первого киоска Penny Bazaar, с которого начал свой бизнес Майкл Маркс. Эмигрант из далекого Слонима, чье имя стало предметом гордости почти для каждого британца.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments