Темпы роста рынка БТиЭ, по данным рейтинга  INFOLine&Retailer Russia TOP-100, замедлятся по итогам 2012 г. в два раза — с 26,1% в 2011 г. до 12,5%. Одной из причин ухудшения динамики станет сокращение реальных доходов населения. «Год предвыборный закончился и у нас дефицитный бюджет. Никаких повышений в ближайшее время ни госслужащие, ни пенсионеры ожидать не будут.  Инфляция, соответственно, будет разгоняться, в том числе и курсом доллара, стоимостью тарифов естественных монополий», — сказал Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, в ходе INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY 2012.

Однако, несмотря на отнюдь не радужный прогноз, сетевые игроки снижения покупательской способности и активности по итогам первого полугодия 2012 г. не ощутили. «В первом квартале активно увеличивался трафик, что является одним из главных показателей активности покупателей», — сообщили в компании «М.Видео». Как и в прошлом году, компания рассчитывает расти быстрее рынка, однако точных планов по увеличению LFL и общего объема продаж не называет.

Не менее оптимистично настроены региональные ритейлеры. «Общий рост рынка БТиЭ в 2012 г. оцениваем в 10-12%. Наша сеть пока идет с LFL более чем вдвое превышающим указанные цифры и с этой же динамикой планируем закрыть весь год», — рассказал Владимир Дорофеев, директор по маркетингу сети «Телемакс». В сети «Техношок» рост LFL за первое полугодие 2012 г. к составил 18%. Драйверами роста часто выступают отдельные товарные группы. Так, «Телемакс» второй год подряд отмечает в группах LED и 3D телевизоры. «Техношок» делает ставку на мобильные устройства и фото- и видеотехнику. В «М.Видео» отмечают положительную динамику по смартфонам и планшетам: за первое полугодие 2012 г. ритейлер продал на 31% этих устройств больше, чем за первое полугодие 2011 г. в штуках и на 81% больше в денежном выражении.

Еще одним фактором, который негативно отразится на динамике БТиЭ-рынка, может стать сокращение темпов роста потребительского кредитования с 35% в 2011 г. до 20% в 2012 г., считает Иван Федяков. По словам эксперта, пока по уровню закредитованности Россия находится в достаточно комфортном диапазоне: на экономически активного россиянина в среднем приходится 68 000 руб. выданных кредитов. Однако растет просрочка по выданным в магазинах кредитам. Так, по данным Morgan&Stout, за четыре месяца 2012 г. рост данной просрочки составил порядка 6,8 п.п. Наибольшая доля невозвратов россиянами кредитов приходится на мобильные телефоны — 13%, аудио- и видеотехнику — 7,3%.

Ритейлеры также не фиксируют рост покупок в кредит. Так, в сетях Media Markt и Saturn в первом полугодии 2012 г. 10-11% всех покупок были сделаны в кредит, в «М.Видео» — 17-18%, причем данная доля остаётся стабильной на протяжении полутора лет. В сети «Техношок» доля кредитов в обороте в среднем составляет 13%. «Количество покупок варьируется в зависимости от месяца и проводимых акций, но в целом по сравнению с прошлым годом количество покупок и средний чек остались на уровне 2011 г.», — сообщил Виктор Гордейчук, президент компании.

Виктор Дорофеев считает, что объем POS-кредитования снизился за счет того, что больше людей стали платить кредитной картой. «Кроме того, в этом году как федеральные, так и региональные игроки перестали активно рекламировать кредитный продукт «без переплаты 0%», — говорит специалист.

Купить или не купить

В 2012-2013 гг. рынок БТиЭ ждут волны сделок M&A, считает Иван Федяков. Главным претендентом на роль покупателя является сеть «Эльдорадо», которая в начале 2012 г. уже приобрела сеть «Берингов». Так, в июне 2012 г. Ижри Шмейц, куратор российского бизнеса PPF (владельца сети), заявил о том что сейчас ведутся переговоры с еще тремя региональными сетями. Наиболее вероятными объектами интереса «Эльдорадо», по мнению участников рынка, являются сети «Рембыттехника» (40 магазинов), «Поиск» (45 магазинов), «Сибвез» (41 магазин). Ижри Шмейц также отметил, что «Эльдорадо» готово рассмотреть возможность покупки отдельных магазинов федеральной сети «Техносила», если такое предложение поступит.

Лидер рынка по выручке компания «М.Видео», напротив, четко придерживается стратегии органического развития и региональной экспансии. «Такой подход позволяет сосредоточить усилия именно на развитии ключевых для нас направлений и компетенций, а, например, не на интеграции приобретенных активов», — рассказал Павел Бреев, генеральный директор «М.Видео», журналу Retailer Magazine. По словам топ-менеджера, «М.Видео», являясь открытой и публичной компанией, потенциально сама может выступить объектом покупки. «Но никаких официальных предложений о покупке мы не получали», — подчеркнул спикер.

Media-Saturn Russia совсем не против сделок слияний и поглощений как идеи, рассказал Бернд Гуральчик, генеральный директор компании. «Финансовых ограничений на этот счет у нас нет. Однако в России нет подходящих кандидатур для покупки: в формате, подобном нашему, никто не работает», — сказал топ-менеджер.

Поскольку свободные ниши остаются преимущественно в городах с населением от 100 000 до 200 000 человек, участники рынка адаптируют уменьшенные форматы. Так, «М.Видео» и «Эльдорадо» открывают магазины площадью 1 000 кв. м (их стандартная площадь 2000 и 2000-4000 соответственно). Media Markt заявил о планах открывать магазины 2 500 кв. м (стандартная площадь 3 500 — 4 500 кв. м). «Телемакс» не разрабатывает под небольшие города специального формата, однако, если местный рынок коммерческой недвижимости в конкретном городе беден в плане предложения, ритейлер берет и не совсем оптимальные с точки зрения формата площади. «В этом случае мы решаем задачу зонирования с нуля, а не используя шаблоны», — говорит Владимир Дорофеев.

В погоне за мультиканальностью

Сети по продаже бытовой техники первыми среди оффлайновых ритейлеров вышли на интернет-рынок в начале 2000-х и сейчас являются лидерами по объему онлайн-продаж. Так, по данным рейтинга, по итогам 2011 г. интернет-магазина mvideo.ru заработал 1,98 млн руб., eldorado.ru — 2 млн руб. (больше только у сети «Связной»).

Однако, если еще недавно участники рынка развивали интернет-магазины отдельно от оффлайнового бизнеса, то сейчас одной из ключевых тенденций является формирование единой мультиканальной системы продаж.

«Сейчас все больше и больше людей, покупая в Интернете, забирают технику в магазине, получая там дополнительный сервис и дополнительное обслуживание. У нас уже много лет работает интернет-магазин, который является одним из лидеров по объему продаж, <…> у нас есть магазины , в которых представлена эта техника, там есть продавцы, налажена система логистики до дома. У нас есть мощная интернет-платформа. И сейчас мы занимаемся интеграцией этих двух каналов в единый канал «М.Видео», — рассказал Павел Бреев в ходе INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY 2012.

Глобальный игрок Media Markt-Saturn начал развивать интернет-продажи, в том числе в России, только в 2011 г. Единого онлайн-канала у компании нет — интернет-продажи привязаны к конкретному гипермаркету: чтобы купить товра онлайн, придется сначала выбрать «свой» магазин, куда поступит заявка и где будет сформирован заказ.

Не остаются в стороне и региональные игроки. В июле 2012 г. петербургский ритейлер «Симтекс» (сеть «Техношок») начал продавать мобильные устройства, а также фото- и видео-технику в своих оффлайновых точках по ценам интернет-магазина.

Сеть «Телемакс» запустил официальный аккаунт в популярном геосервисе Foursquare. По мнению Владимира Дорофеева, это поможет ритейлеру изменить характер общения с клиентами, «перейдя от простого информирования на интернет-сайте или посредством рекламы к обмену информацией как в связке «Телемакс»-Покупатель, так и в связке Покупатель-Покупатель.

Ощущая давление со стороны интернет-магазинов и агрессивных дискаунтеров (Media Markt), федеральные игроки стремятся отойти от ценовой конкуренции и повысить маржинальность с помощью сервисной составляющей: так, в сети «Эльдорадо» услуги уже формируют более 30% маржи. Региональные игроки пока отстают по этому показателю: у сети «Телемакс» доля услуг в обороте порядка 4-5%, у сети «Техношок» — 2,5%.

Догнать и перегнать

В рейтинг INFOLine&Retailer Russia TOP-100 вошли семь компаний сегмента БТиЭ. Их общая выручка составила 292,3 млрд руб.

«М.Видео, выбившаяся в лидеры по итогам 2010 г., в 2011 г. сохранила свои позиции. Компания занимает пятую строчку в общем рейтинге с выручкой 111,86 млрд руб. За ней следуют «Эльдорадо» (89 млрд руб.) и «Медиа Маркт Сатурн» (35,З7 млрд руб.).

Первое место по показателю выручки с квадратного метра в год занимает «Медиа Маркт Сатурн» (сети MediaMarkt и Saturn) — $ 9 000. На втором месте «М.Видео» ($ 6 300), на третьем «Эльдорадо» ($ 5 500). В среднем по рынку этот показатель составил $6 100.

Самыми динамичными компаниями стали «Корпорация Центр», которой удалось увеличить выручку на 45,8% и благодаря этому подняться в рейтинге на 7 позиций, «М.Видео» выросла на 29,5% и сохранила за собой пятое место, «Медиа Маркт Сатурн» вырос на 27,5% и поднялся на одну строчку вверх.

Другие участники рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 по итогам года немного «сдали»: на две строки опустилась сеть «Эльдорадо», пропустив вперед коллег из FMCG-сектора — «Дикси Гупп» и «О’Кей», на одну — Domo и «Техносила», на пять — уральская ГК «Рембыттехника» (сеть «Эксперт»).

Однако несмотря на невысокие темпы роста продаж в 2011 г. (7,3%), «Эльдорадо» сформировала предпосылки ускорения роста по итогам текущего года за счет M&A-сделок. В минувшем году компания приобрела ООО «Берингов Пролив Дельта» и ООО «Вердена», управляющие сетью магазинов бытовой техники и электроники «Берингов» — 28 магазинов с выручкой порядка 5,3 млрд руб.

Полную версию рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 читайте в новом номере Retailer Magazine. Спрашивайте в Ozon.ru!

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments