Крупнейший российский продуктовый ретейлер "Магнит" работает над созданием собственного интернет-магазина, хотя основатель сети Сергей Галицкий не верит в эффективность онлайн-торговли продуктами. В прошлом году россияне потратили в Интернете на продукты 13 млрд руб. — это примерно в 4 раза меньше месячной выручки "Магнита".
Чтобы не опоздать
"Я не верю в Интернет в области ежедневных покупок питания в массовом количестве, — заявил Сергей Галицкий вчера в ходе телефонной конференции, посвященной результатам компании во втором квартале и первом полугодии 2014 года. — Но мы начали что‑то делать в этом направлении, чтобы, если что, не опоздать на большие продажи". Сергей Галицкий пояснил РБК, что пока рано говорить о чем‑то конкретном. "Мы смотрим рынок и делаем маленькие шаги", — говорит бизнесмен.
Сложность работы в онлайне Галицкий объясняет тем, что потребители, привыкшие к покупкам в обычных магазинах у дома, будут заказывать продукты к концу рабочего дня — на 6–7 часов вечера. А доставлять всем в одно время невозможно, считает он. "Ваш ужин придется передвинуть ближе к 12 часам ночи", — шутит Галицкий. Но даже если компания найдет решение проблемы с интервалами доставки, ее себестоимость будет весьма заметной для потребителя, уверен бизнесмен.
"Это забава для тех, кто ходит в супермаркеты. Вот эти ребята могут заказывать [продукты в Интернете. — РБК]", — заключил основатель краснодарской сети.
На быстрорастущем российском рынке онлайн-продаж очень мало игроков, решившихся торговать продовольственными товарами. По данным компании InSales, в 2013 году суммарный оборот интернет-магазинов вырос по сравнению с предыдущим годом на 34%, до 470 млрд руб. Основные продажи делают онлайн-торговцы, специализирующиеся на электронике и бытовой технике, автозапчастях и мобильных телефонах. На продажу продуктов в онлайне приходится незначительная доля: в 2013 году совокупная выручка онлайн-магазинов, специализирующихся на продовольственных товарах, составила 13 млрд руб.
Для сравнения, выручка "Магнита" всего за один месяц работы более чем в четыре раза превосходит эту цифру. По данным неаудированной отчетности компании по МСФО, во втором квартале 2014 года выручка ретейлера составила 163,99 млрд руб.
В начале 2014 года "Магнит" опрашивал потребителей об использовании интернет-магазинов и искал менеджера по интернет-маркетингу, который должен был бы заниматься "маркетинговыми акциями в канале онлайн-продаж". Топ-менеджер одной из крупных продовольственных компаний знает, что в прошлом году команда "Магнита" обдумывала возможность доставки продукции из сети дрогери "Магнит-Косметик". Однако, по его словам, серьезно специалистов в интернет-продажах компания не искала. "Вроде бы они решили делать все своими силами", —говорит собеседник РБК.
Решится ли сеть в ближайшие годы попробовать начать онлайн-продажи продовольственных категорий товаров, неизвестно, но выход на этот рынок крупного игрока отрасль ждет давно. "Как бы странно не звучало, но, если "Магнит" или какой‑то другой крупный ретейлер вышел бы в онлайн, нам бы это даже помогло", — говорит руководитель отдела по связям с общественностью "Утконоса" Наталья Аристова. По ее мнению, крупный игрок привлечет внимание к самой услуге, кроме того, другим компаниям будет легче отстаивать свои права в спорах с регуляторами.
Все хотят в онлайн
Практика "Утконоса" подтверждает слова Сергея Галицкого об интервалах доставки. У онлайн-магазина трехчасовые интервалы доставки, самое пиковое время с 6 до 11 вечера, говорит Аристова. Однако отмечает, что ретейлеру удается держать интервалы. "У нас очень много покупателей среди домохозяек, которые заказывают продукты и сопутствующие товары на дневное время". Компания планирует запустить эксперимент по дифференцированной доставке: в час пик она будет стоить 249 руб., в остальные интервалы — 149 руб.
Интерес к онлайну проявляют практически все крупные продуктовые ретейлеры. С прошлого года Auchan запустил в тестовом режиме свой интернет-магазин. Пока компания не раскрывает ни результатов, ни планов по развитию этого направления. С ноября 2013 года германская Metro С&C начала осваивать Интернет, выведя свой магазин из тестового режима. Онлайн-магазин компании предназначен в основном для офисов компаний: в ассортименте — специфические позиции, канцелярские товары, средства для уборки, бумажная продукция и прочее.
Развивает свой интернет-магазин под брендом E5 и X5 Retail Group. По данным отчетности компании, в 2013 году интернет-магазин генерировал 0,3% от всей выручки компании. В онлайне второй крупнейший игрок российской розницы торгует товарами в основном категории non-food.
Продуктовый интернет-магазин развивает "Азбука Вкуса". По словам пресс-секретаря компании Андрея Голубкова, в 2013 году доля онлайна в выручке составила 2%. Выручка компании без НДС за тот же период составила 202,5 млрд руб. В планах "Азбуки" — нарастить долю онлайн-продаж до 5%. Четкого горизонта по достижению этой цели ретейлер не ставит.
О сложности онлайн-торговли продуктами говорит и уход с рынка заметного игрока Yonamart: магазин закрылся в ноябре 2013 года. Испытывает проблемы и "Утконос", несмотря на долгую историю, компания до сих пор убыточна. Ее дотирует основной владелец "Северстали" Алексей Мордашов. Как говорит глава одного крупного интернет-магазина: "Открывать онлайн-магазин, торгующий продуктами, не имея традиционной розницы, — это самоубийство". Цена входа на этот рынок невысока, но продвижение и поддержка спроса потребуют сотен миллионов долларов.
Комментируя сильные результаты группы в апреле — июне, Галицкий повысил прогноз по росту выручки за 2014 год. Выручка может вырасти на 26–29%, предыдущий прогноз предполагал рост на 22–24%. Основатель "Магнита" также поднял прогноз по рентабельности EBITDA: по итогам года ее рост составит 10,6–10,9 вместо 10,5%.
По данным неаудированной отчетности компании по МСФО, во втором квартале 2014 года чистая прибыль "Магнита" увеличилась на 48,65%, до 12,47 млрд руб. За те же месяцы выручка ретейлера увеличилась на 25%, до 163,99 млрд руб. В первом полугодии чистая прибыль сети выросла на 33,78%, до 19,46 млрд руб.
"Наслаждайтесь", — приводится комментарий Галицкого в сообщении компании. Позднее на конференции он сообщил, что видит "усиление мощи крупных сетей на рынке". "И даже на этом фоне мы выглядим достаточно хорошо. Главный фактор, потому что мы —"Магнит", — говорит Сергей Галицкий.
На конец первого полугодия 2014 года сеть "Магнит" насчитывала 8618 магазинов. С начала года сеть расширилась на 525 новых магазина (414 магазинов "у дома", 8 гипермаркетов, 11 магазинов "Магнит семейный" и 92 магазина косметики).