Социальная сеть "ВКонтакте" еще раз попробовала себя в e-commerce. Соцсеть предлагает создавать каталоги товаров сообществам и связывает продавцов и покупателей. Roem.ru поговорил с представителями e-commerce о том, будут ли крупные магазины пользоваться функцией, чего не хватает социальной сети и нужно ли бояться интернет-магазинам обновлённого, более организованного соперника.

Начальник управления Интернет-продвижения ритейлера "Связной" Михаил Морозов считает, что "угрозы" для e-commerce это не представляет: соцсетям ещё очень долго предстоит отвоёвывать продажи у интернет-магазинов:

Это, безусловно, сильно облегчит жизнь частным лицам, которые раньше предлагали свои товары при помощи фотоальбомов. Для них это очень удобная технологическая платформа, она дает им больше возможностей представить свой товар той же аудитории, с которой они привыкли работать, плюс привлечь новых клиентов, которые смогут легче найти их в каталоге.

В то же время нужно учитывать, что пользователи соц сетей приходят туда в первую очередь за развлечениями, процент конверсии в покупки минимален. Более того, даже на Западе, где соц. сети раньше начали продвигать возможности онлайн-покупок, мы пока не видим суперуспешных проектов, которые сильно бы "отъели" долю у Интернет-магазинов. Поэтому "угрозы" для e-commerce это не представляет.

В случае крупных магазинов — наверное, пока [ВКонтакте] особо нечего им предложить. У крупных игроков сервисы поиска и выбора товаров, персонализация и, конечно, логистика весьма продвинуты и заточены именно на покупки. Реализовать это все в рамках соц.сетей не представляется возможным — для этого необходимо саму соц.сеть переформатировать и сделать из нее соц.сеть покупателей. Во ВКонтакте хорошо реализовывать эмоциональные вирусные истории, здесь как раз уместен огромный охват, который дает соц.сеть. А с точки зрения конверсии в покупки огромный трафик не всегда является абсолютным конкурентным преимуществом.

Мы пока будем наблюдать за развитием проекта, в случае появления интересных предложений поэкспериментировать на площадке будем готовы потестировать их.

Директор по маркетингу компании "Аудиомания" Тимофей Шиколенков считает, что платформа не может стать полноценным бизнесом и беспокоиться за риски покупателей:

Новый инструмент хорош и полезен для тех, кто уже что-либо продаёт в своих группах. Что касается рынка, то вряд ли он чего-то изменит. Торговля через ВК — это либо имиджевая составляющая (для лейблов и брендов), либо индивидуальное предпринимательство. На бизнес всё это тянет с большой натяжкой.

Создание маркетплейса внутри ВК — хорошее решение. Однако, чтобы им самим начали пользоваться как Яндекс.Маркетом, нужна, как минимум, критическая масса предложений. Пока я себе не представляю, что все дружно бросились создавать там магазины в группах. Они, как минимум, не могут быть также удобны, как настоящие интернет-магазины. Здесь расчёт идёт на личный контакт продавца и покупателя (двух частных лиц). Ведь доверие к конкретному человеку всегда выше, чем к некоей, пусть даже именитой организации.

Но самое главное во всей этой истории — достоверность и корректность информации. В группах ВК зачастую продаются средства, наделяемые чудодейственными свойствами, контрафактная продукция и т. п. Кто будет заниматься проверками и возьмёт на себя ответственность?

Что касается нашей компании, то я скептически отношусь к возможности увеличить продажи благодаря данному инструменту на данном этапе.
   
Представитель компании "М.Видео" Антон Пантелеев также беспокоится за то, что никаких гарантий площадка не даёт:

Пока не понятно, как это будет работать в целом, в том числе по взаимодействию с крупными партнёрами. Кроме того, система не очень прозрачна для конечного покупателя: высок риск столкнуться с подделками. Будет ли ВКонтакте как витрина, нести ответственность за полноту информации в сообществах? Это может сильно ударить по самой соцсети: в случае, если покупателя обманут, к кому обращаться? Допустим вместо настоящего, поддельный iPhone продадут. Все будут писать в саппорт ВК.

Начальник управления корпоративных коммуникаций Enter.ru Екатерина Белоусова считает, что это не интересно большим компаниям:

Пока это не очень ясный для нас проект. Мы не думаем, что он сможет отъесть кусок бизнеса интернет-игроков, скорее это будет инструмент для частной купли-продажи товаров и услуг, потому что там нет такой гигиенически важной вещи, как, например, системы оплат.

В Ozon.ru отмечают, что, несмотря на то, что первый совместный проект был неудачным, сейчас всё может измениться:

В 2010 компания Ozon.ru одной из первых на рынке запустила проект с Вконтакте — "Хочу в подарок". Тогда стало очевидно, что социальные сети не для покупок, а для общения. Продажи были, но не очень значительные. Но прошло уже 5 лет, тренд мог начать меняться. Для нас сейчас соц сети все же канал коммуникации с клиентом в большей степени. Сегодня в России более 40 тыс магазинов, 30 млн покупателей, рынок, несмотря на непростую экономическую ситуацию продолжает рост. Поэтому этот шаг очень своевременный для Vk.com — войти на этот рынок, менять поведение пользователей соц сетей.

Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский считает, что зайти в e-commerce из социальной сети будет очень сложно:

ВКонтакте идёт туда, где уже давно обосновались группы совместных покупок по регионам. Например, Mikai.org. Придумать единую платформу для сотен тысяч сообществ и администраторов — это сложный и рискованный шаг.

По моему опыту, владельцы крупных сообществ будут набирать аудиторию и отпочковываться. Строить от социала коммерцию — сложно. Это потеря доверия и конфликт интересов. Интернет-маркетплейсы наоборот строят от коммерции социал — iTao, например.

Похожий микс сообщества и продаж — "Ярмарка мастеров". Но они свой кусок съели, вышли на насыщение. На стороне p2p и классифайдов будут стоять "Авито".

Для маркетплейсов нужна своя платежная система и договора. "Молоток" закрыли, Деньги@Mail.ru продали. Аудитории ВК много, но они не международные. А маркетплейс должен быть и для русских, но и для тех же китайцев.

Как отмечает директор по внешним связям и коммуникациям АКИТ Екатерина Шустер, на данный момент площадка ВКонтакте — это рекламная площадка, на ней нет функции доставки и возможности оплачивать товары. Этот дополнительный канал рекламы для товарных предложений хорошо подойдет для небольших магазинов и рекламы услуг для малого бизнеса, в условиях кризиса.

Привычки аудитории формируются со временем, и многое зависит от качества данного ресурса. Понятно, что большой поток заказов силами администраторов оперативно обрабатывать будет непросто. И к тому же, это развлекательный ресурс для общения — поэтому привычки там покупать на данный момент нет, и крупные магазины вряд ли пойдут туда.
   
Владелец магазина "Борода" (на примере магазина можно увидеть, как работает каталог в ВК) Владимир уже попробовал функцию и составил своё мнение, в целом положительное:

Функционал достаточно простой, все быстро и удобно. Причем как для администратора магазина (для нас), так и для посетителей. Все выглядит очень удобоваримо и понятно. В принципе все очень похоже на фотоальбомы группы, только фотокарточки теперь с названием и ценами. Ну и с подробной карточкой товара.

Лично для нас не хватает кнопки "Купить", которая вела бы сразу на страницу этого товара в нашем интернет магазине. Еще не очень удобно, что при нажатии на "Связаться с продавцом" сразу открывается диалог с одним контактным лицом, который в этот момент может быть не в сети. У нас, к примеру, 3 менеджера не считая меня. И у них тоже есть рабочий график.

Клиенты пока не в полном объеме успели оценить новый сервис, так как администрация "ВКонтакте" открыла его для всеобщего обозрения очень быстро, и у нас не было достаточно времени, что бы полностью оформить "Витрину" товаров. Но судя по первым мнения — всем нравится.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments