Российским сетевым компаниям не удалось попасть в список самых дорогих брендов Европы, о чем свидетельствуют данные отчета "Best Retail Brands 2009" агентства Interbrand — международной консалтинговой компании, основанной в 1972 году в Лондоне. В последние годы совместно с американским журналом BusinessWeek агентство составляет рейтинги самых высококотирующихся мировых марок.
Компания в очередной раз знакомит с лучшими торговыми марками 25 розничных сетей Европы. Также Interbrand впервые представил американский ТОП-50, заслуженным лидером которого стал ритейлер Wal-Mart, владеющий тысячами магазинов по всему миру. Со стоимостью бренда в $129,809 млрд он оставил на втором месте компанию Best Buy ($21,981 млрд), крупнейшего продавца бытовой техники и электроники, контролирующего 21% рынка США . Совсем немного Best Buy уступил его ближайший соперник The Home Depot, оператор сети супермаркетов, торгующей товарами для дома. С оценкой в $20,809 млрд компания попала на третью строчку американского рейтинга. Четвертое и пятое места списка заняли Target Corporation ($17,111 млрд) и сетевая аптека CVS/pharmacy ($12,566 млрд) соответственно.
Что касается европейского рейтинга, то его вершина досталось шведской компании Hennes&Mauritz (H&M) (11,125 млрд евро), одной из крупнейших в мире сети магазинов одежды, открывшей месяц назад свой первый бутик и в Москве. На второй позиции списка разместилась французская компания розничной торговли Carrefour (9,523 млрд евро), на третьей — шведский производитель мебели ИКЕА (7,373 млрд евро).
Российские бренды в европейский ТОП не попали. Тем не менее, по мнению Сергея Шарюкова, независимого бренд-консультанта, сделать шаг в европейский рейтинг розничных сетей имела все шансы компания "Пятерочка", принадлежащая X5 Retail Group. Почему этого не произошло, для эксперта загадка. Бренд "Пятерочка" компания "Interbrand" оценила в прошлом году в 357 млн долл. Также на место в европейском рейтинге, считает Шарюков, вполне могли рассчитывать компании "Связной", "Седьмой континент" и "Евросеть".
На стоимость бренда, как объясняют эксперты, в первую очередь влияют его успешность (продажи и доля рынка), уникальность в сравнении с конкурентами и фактор влияния марки на процесс покупки. Чтобы вывести бренд на рынок, необходимо в первую очередь иметь четкую и уникальную бизнес-стратегию, за которой следует уже стратегия бренда. Разумеется, одной рекламы недостаточно. Если говорить о совокупной стоимости самых дорогих российских брендов, то она увеличивается из года в год. В прошлом году рост составил более 6%.
В целом в нашей стране самыми дорогими уже несколько лет подряд остаются российские телекоммуникационные марки Билайн (7,5 млрд долл.) и МТС (6,9 млрд долл.), первыми начавшими "выращивать" свои бренды, вкладывая в них сотни миллионов долларов. Также стоит отметить активно завоевывающий европейский рынок пивной бренд "Балтика" (2,4 млрд долл.), безусловного лидера FMCG России и бренды нефтяных компаний — "Лукойла" (1,1 млрд долл.), и "Роснефти" (0,8 млрд долл.). Близки к вершинам отечественного рейтинга "Мегафон", "Сбербанк" и "Домик в деревне".
В последнее время позиции российских брендов значительно усилились, в том числе и в Европе, утверждает Алексей Поповичев, исполнительный директор содружества "РусБренд". Ведущие отечественные компании стали серьезно работать над имиджем и над продвижением своих брендов, что отразилось на их рейтинговых оценках. Все компании-лидеры крепко стоят на своих позициях, при этом, по словам г-на Шарюкова, есть вероятность, что в ближайшее время в связи с непростой финансовой ситуацией просядут бренды во втором и третьем десятке российского рейтинга.
Стоит отметить, что крупные западные бренды в надежде справиться с кризисом выбирают самые разные пути выживания. Некоторые компании уже начали активно менять имидж, логотипы и упаковку. Кто-то пытается сконцентрироваться на лояльных потребителях и развивает свой бренд в этом направлении, кто-то резко дифференцируется и показывает аудиториям, что он меняется, а кто-то просто ищет повод сообщить о себе и привлечь внимание. Выиграет, на взгляд Сергея Шарюкова, тот, кто будет ближе к конечному потребителю и создаст уникальные конкурентные преимущества. В России такой тенденции пока не ощущается. В основном завершаются те проекты, которые были начаты до начала кризиса.
Событие | Рейтинг | Прогноз |
---|---|---|
МАКРОЭКОНОМИКА | ||
Общая ситуация на мировых фондовых рынках | C | |
Макроэкономическая ситуация в CША | D | |
Макроэкономическая ситуация в России | B | |
ПОЛИТИКА | ||
Россия сожалеет о решении КНДР возобновить ядерную программу | C | |
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ | ||
Уровень мировых цен на нефть | С | |
Уровень мировых цен на металлы | C | |
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ | ||
Чистая выручка "Магнита" в 1 кв. 2009 г. увеличилась на 36,25% | C | |
Чистая прибыль "Северо-Западного Телекома" за 2008 г. по РСБУ выросла на 2% | C | |
Чистый убыток X5 Retail Group за 2008 г. по МСФО составил $2,1 млрд | C |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события, имеющие рейтинг D по нашей шкале, оказывают слабое влияние.
- В разделах "Макроэкономика" и "Сырьевые рынки" в столбце 2 в скобках может быть указан рейтинг предыдущего дня.
- Стрелка "вниз" в столбце 3 указывает на вероятное негативное влияние на рынок, стрелка "вверх" — положительное/нейтральное.