Собственники и руководители компаний крайне неохотно прибегают к судебным искам для разрешения корпоративных конфликтов. Согласно результатам опроса аналитического центра НАФИ, проведенного в июле среди руководящих сотрудников предприятий, 81% респондентов признались, что по возможности не будут доводить конфликт с коллегами или другими компаниями до суда, а предпочтут договариваться о взаимовыгодном решении.

Опыт участия в корпоративных конфликтах имеют 14% опрошенных. И эти люди продемонстрировали гораздо большую склонность пробовать иные варианты решения проблем помимо переговоров. Чаще всего респонденты называли в качестве дополнительных мер параллельное обращение в суд (57% против 37% среди тех, кто не имеет опыта конфликтов), в правоохранительные органы (13% против 8%), поиск союзников (10% против 4%) и запуск пиар-кампании (8% против 2% среди тех, кто не был участником разбирательств).

Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич считает, что предпринимателям проще договориться, чем судиться, потому что самостоятельно разобраться в юридических тонкостях мало кто может, а платить специалистам они не всегда готовы. Особенно это касается маленьких и средних компаний. Играет роль и традиционный для России подход, когда личные договоренности ставят выше, чем формальные правила.

— Влияет на ситуацию и недоверие к судебной системе и правоохранительным органам, — сказала Ольга Стасевич "Известиям". — Однако если предприниматель хотя бы раз оказывался в конфликтной ситуации с другой компанией и получил опыт ее разрешения, спектр используемых инструментов расширяется. Основная цель использования нескольких инструментов — диверсификация рисков в условиях отсутствия гарантированного способа решения проблемы.

Директор по развитию юридической компании "Амулекс" Леонид Итальянцев сообщил "Известиям", что, по статистике обращений, 71% случаев корпоративных конфликтов связан со "слабыми местами" различных документов: устава и внутренних документов компании, договоров с сотрудниками, клиентами и поставщиками и т.д. Недоброжелатели и конкуренты используют лазейки в своих интересах.

— Самый яркий пример — юридические коллизии в Крыму из-за ускоренного перехода на законодательную базу РФ, — напомнил Леонид Итальянцев. — Там наиболее часто возникают конфликты существующих документов и "новых" норм, местные бизнесмены не могут получить подтверждение лицензии на ведение деятельности или прав на собственную землю/недвижимость. И это используется недобросовестными конкурентами (64% обращений крымчан в службу "Амулекс" по теме корпоративных конфликтов).

Первый зампредседателя комиссии ОП РФ по развитию экономики и предпринимательства, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин считает, что большинство предпринимателей исходят из того, что худой мир лучше хорошей войны. Конфликты — это трата времени и денег на юридическое обеспечение и судебные издержки.

— В нашей отрасли есть постоянный конфликт между производителями и сетевыми ритейлерами, — прокомментировал "Известиям" результаты исследования Андрей Разбродин. — Например, ритейл очень любит писать договоры на 60 листах.

Эксперты полагают, что крупные компании могут себе позволить составлять сложные договоры со множеством ловушек, поскольку имеют больший штат юристов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments