Рынок бытовой техники и электроники по итогам 2009 года сократится на четверть, подсчитали аналитики «Ренессанс Капитала». По их мнению, положение не спасет даже высокий сезон, который наступает на этом рынке в конце года. Кризис заставил потребителей экономить: ежегодные расходы на душу населения на электронику в России снизятся по итогам года на 1,5 тыс. руб., прогнозируют эксперты.

Согласно обзору компании «Ренессанс Капитал», худшим периодом для продавцов стал второй квартал: по сравнению с показателями прошлого года продажи сильно просели под влиянием кризиса. Так, розничная сеть «М.Видео» снизила рублевую выручку на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в первом квартале рост выручки составил 20%. Другой крупный игрок рынка, «Эльдорадо», зафиксировал снижение продаж в этот период на 32,6%.

«Это падение отражает именно влияние кризиса на рынок потребительской электроники, — считает аналитик «Ренессанс Капитала» Ульяна Типсина. — В первом квартале 2009 года сработал связанный с девальвацией рубля отложенный спрос на электронику: люди пытались инвестировать в бытовую технику, боясь, что их сбережения обесценятся. А ко второму кварталу заработанные в 2008 году населением деньги закончились и ритейлеры ощутили падение продаж». В то же время четвертый квартал, традиционно являющийся высоким сезоном для рынка бытовой техники и электроники, будет «неплохим», прогнозирует она, особенно в сравнении с тем же периодом прошлого года, ведь тогда кризис уже затронул бизнес.

Взгляды экспертов на ситуацию несколько разнятся в деталях, но сходятся в главном: падения не избежать. По разным оценкам, рынок уже просел на 20—40% и упадет по итогам года на 10—35%. Так, по подсчетам ВТБ, за первое полугодие рынок сократился на 20%, а в целом в 2009 году его объем должен снизиться на 15%, до 886 млрд руб. Прогноз «Ренессанс Капитала» более пессимистичен: по мнению аналитиков этой компании, снижение составит 25%, до 660 млрд руб. (22 млрд долл.).

Директор по связям с инвесторами компании «М.Видео» Денис Давыдов говорит, что его компания ожидает снижение рынка на конец года на 20% в рублях. По прогнозам Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, рынок по итогам 2009 года сократится на 10—20%. Но наиболее пессимистично настроены в «Эльдорадо»: «Рынок уже сократился на 35—40%, а по итогам года его падение составит 33—35%», — считает PR-директор компании Илья Новохатский. «Идет снижение как транзакций, так и количества покупателей, — отмечает Денис Давыдов. — Но это касается не только нашего рынка, точно такой же процесс наблюдается и в продуктовом ритейле».

По словам г-жи Типсиной, потребители не меняют своих предпочтений в выборе товаров и если делают покупки, то выбирают узнаваемые высококачественные бренды. «Но в то же время потребители стали более чувствительны к цене и ищут, где определенный товар продается дешевле», — делится наблюдениями аналитик. Этим, по ее словам, объясняется увеличение количества промо-акций, проводимых крупными ритейлерами. Несмотря на агитацию, спрос значительно упал: ежегодные расходы на душу населения на электронику в России в текущем году снизились на 1,5 тыс. руб., подсчитали в «Ренессанс Капитале». Тогда как этот показатель стабильно рос с 2004 года на 500—600 руб. в год. В нынешнем году средний покупатель оставит в магазинах бытовой техники и электроники до 4,7 тыс. руб. против 6,2 тыс. руб., потраченных там в прошлом году.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments