В России «потребительский бум» заканчивается, однако количество супермаркетов и гипермаркетов продолжает расти, — подсчитали аналитики ИА «INFOLine».

По данным «Рейтинга торговых сетей FMCG России», подготовленного аналитиками ИА «INFOLine», Москва занимает лидирующие позиции по суммарным площадям введенных супермаркетов и гипермаркетов за первый квартал 2009 г. Общая площадь магазинов составила  более 26 700 кв.м. Второе место занимает Ставропольский край, здесь открыли гипермаркет «О’Kей» общей площадью 3 700 кв.м.  При этом оборот розничной торговли в России за первый квартал 2009 г. снизился на 1,1% по сравнению с тем же периодом 2008 г.

Таким образом в отрасли розничной торговли, снижение реальных доходов населения и ухудшение показателей потребительской уверенности в условиях экономического кризиса обусловило не только сокращение потребления продовольственных товаров, но и изменение структуры потребления по России в целом. Аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что, не смотря на значительное сокращение объема закупок товаров длительного пользования — автомобилей, бытовой техники и т. д., сбережения граждан России продолжают сокращаться. Некоторые потребители разочаровались в сетевых магазинах, которые оказались неспособны обеспечить действительно низкие цены, и переориентировались на приобретение продовольственных товаров на рынках.

Эксперты ИА «INFOLine» подсчитали, что в феврале 2009 г. оборот торгующих организаций снизился по сравнению с февралем 2008 г. на 2,5%, в то время как рынков – всего на 1,6%. Таким образом, одним из важнейших трендов в развитии розничной торговли становится утверждение в качестве ключевого мотива выбора мест покупок фактора "цены" и переток потребителей из супермаркетов в гипермаркеты, а из гипермаркетов – в дискаунтеры, а также из сетевых магазинов – на рынки.

Однако, анализируя состояние рынка сетей, аналитики ИА «INFOLine», получили следующие данные. По суммарным торговым площадям открытых в течение первого квартала 2009 г. супермаркетов и гипермаркетов лидирует по данным «Рейтинга торговых сетей FMCG», составленного экспертами ИА «INFOLine», центральный федеральный округ, где общий прирост площадей составил более 27 400 кв.м за счет открытий гипермаркетов "Карусель" и супермаркетов "Перекресток" компанией X5 Retail Group. Кроме того, основными регионами экспансии федеральных сетей формата "гипермаркет" в течение первого квартала 2009 г. является Южный федеральный округ, здесь открыли гипермаркет "О’Кей" и супермаркет "О’Кей-Экспресс". Согласно «Рейтингу торговых сетей FMCG», в Сибирском федеральном округе открыли гипермаркет "Поляна" и супермаркеты "Патэрсон" и "O’Кей-Экспресс".

Центральный федеральный округ также занимает первое место по суммарному вводу торговых площадей супермаркетов (более 3 400 кв.м, которые введены в Москве), а Сибирский – второе за счет ввода 2 800 кв.м.

При этом, как отмечают аналитики, наибольшее количество супермаркетов в течение первого квартала 2009 г. было открыто в Новосибирской области, Свердловской области и Москве.

По мнению специалистов, в 2009 г. российская розничная торговля столкнется с резким ужесточением условий конкурентной среды.  Те магазины, которые в период бурного роста розницы (2006-2008 гг.) открыты в местах с низкой проходимостью или высокой насыщенностью сетевыми и несетевыми конкурирующими торговыми объектами, могут быть закрыты или для обеспечения их рентабельной деятельности потребуется снижение арендной платы. При этом масштабы закрытия магазинов и высвобождения площадей сетевыми магазинами FMCG могут в 2009 г. составить не менее 15% всего объема торговых площадей в регионах и более 5% в крупных городах.

Специалисты ИА "INFOLine" утверждают, что переломить данную тенденцию смогут только совместные усилия ритейлеров и производителей, поставляющих продукцию в торговые сети, направленные на разработку привлекательных для покупателя товарных предложений, в том числе частных марок. При этом в настоящее время сильно обострилась проблема наличия в торговых сетях некачественной продукции: в условиях снижения спроса значительная часть товара оказывается невостребованной и находится на полках дольше установленного срока годности, что чрезвычайно негативно сказывается на потребительских свойствах товаров, что особенно касается пищевых продуктов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments