С наступлением кризиса в Нижнем Новгороде стал заметен переизбыток торговых площадей. Доходы населения падают, ритейлеры не получают прежней прибыли, и арендодателям приходится идти на уменьшение арендных ставок.

К началу года на 1000 нижегородцев пришлось 680,7 кв. м торговых площадей — это почти в 2,5 раза больше среднероссийского норматива, говорится в ежегодном отчете мэра Вадима Булавинова, с которым он завтра выступит перед городскими депутатами (тезисы есть у «Ведомостей»). В городе работает более 2900 торговых предприятий общей торговой площадью 870 000 кв. м, за прошлый год ввели 176 новых объектов на 88 000 кв. м.

Даже до кризиса можно было констатировать избыток в Нижнем торговых площадей, говорит директор Нижегородского центра научной экспертизы (НЦНЭ) Татьяна Романчева. А при падении доходов населения и покупательского спроса город вступает в фазу, когда строить торговые центры невыгодно: окупаемость торговых площадей и их заполняемость снизились, считает Романчева. Так, оборот бутиковых зон в торгцентрах упал с октября 2008 г. на 40-45%, знает она.

По данным Нижегородстата, реальные располагаемые денежные доходы населения Нижегородской области только за первые два месяца этого года уменьшились на 4,5% в сравнении с январем — февралем 2008 г. Жители области 71,2% доходов тратят на текущее потребление (в тот же период 2008 г. — 75,1%), утверждают статистики.

Меньше, чем бутики, по словам Романчевой, страдает спрос на товары первой необходимости и продукты. В сети магазинов «Мама плюс я» в I квартале 2009 г. в сравнении с тем же прошлогодним периодом упала посещаемость, но не продажи — люди пока не готовы экономить на детях, уверяет гендиректор сети Марат Закиров. В начале апреля сеть открыла девятый магазин площадью около 800 кв. м в Сормовском районе. В местной сети продовольственных магазинов шаговой доступности «Райцентр» (45 точек) спрос стабилен, хотя средний чек (150 руб.) незначительно снизился, говорит директор сети Аркадий Шемагин. Даже в продуктовой рознице ритейлеры жалуются на уменьшение среднего чека на 20-30% и замещение дорогих товаров дешевыми аналогами, возражает директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев.

По данным мэрии, крупнейшие торговые объекты, открывшиеся в городе в прошлом году, — третья очередь торгцентра «Фантастика» группы «Столица Нижний» (+43 900 кв. м к имевшимся 106 000 кв. м), а также гипермаркет «Карусель» X5 Retail Group на Комсомольской площади (более 8800 кв. м). По словам менеджера по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group Владимира Русанова, проект в Нижнем успешен, а в целом в России и особенно в регионах рынок еще далек от насыщения. Крупный гипермаркет может предложить более низкие цены, чем небольшой магазин шаговой доступности или даже рынок, соглашается аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Уменьшение торговых площадей из-за падения спроса маловероятно, но смена профиля объектов, если это не специализированные торгово-развлекательные центры, вполне возможна, считает Клягин. Переформатировать многоуровневые центры не будут, но сроки окупаемости их удлинятся, поскольку арендодателям уже приходится идти на снижение ставок, говорит Романчева. По ее данным, в 2008 г. ставки выросли на 10-15%, а теперь снижаются на 12-25% в зависимости от места. Сейчас, по данным НЦНЭ, арендовать 1 кв. м в заречной части Нижнего предлагают за 1460 руб., в нагорной — за 2237,5 руб. Но декларируются ставки для бутиковой зоны, а в действительности арендные отношения строятся очень индивидуально, объясняет Романчева. Так, якорный арендатор платит меньше, чем остальные, а у McDonald’s ставка привязана к проценту с оборота, добавляет она.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar