Требования к современному торговому оборудованию просты: оно должно удовлетворять потребности розничной торговли и помогать оптимизировать процесс продаж.
Представители компании «Инкотрейд» считают, что ритейлеру, прежде всего, необходимо качественное холодильное оборудование, которое должно быть удобным, надежным и простым в эксплуатации, а также иметь привлекательный внешний вид. Алла Круглова, начальник отдела оборудования и технологических материалов торговой сети "Радеж" говорит о том, что основными требованиями являются «в первую очередь, цена, качество, энергопотребление, площадь выкладки, дизайн и гарантия».
Особенно данные параметры актуальны для развитых рынков Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов Российской Федерации. В отдаленных регионах люди более консервативны, наиболее ходовым товаром являются витрины и холодильники «эконом» класса.
В крупных российских городах, по мнению экспертов, ритейлеры предпочитают покупать импортное холодильное оборудование. Одна из причин такого выбора заключена в том, что производство витрин, багетов и шкафов выносного холода, которые составляют большинство в супермаркетах, еще слабо развито в России.
Свое мнение о соотношении в использовании отечественного или импортного оборудования на рынке торгового холода высказывает Александр Воронцов, начальник управления торгового дизайна оборудования компании «Азбука Вкуса»: «В данном случае все зависит от функций оборудования. Оборудование каких-то определенных функций мы уже давно применяем российское, потому что не имеет смысла переплачивать за импортное. Российское вполне удовлетворяет по надежности по стоимости. А какой-то другой вид оборудования – только импортное. Отечественного либо такого нет аналога, либо по своим функциям еще не доросло до западных образцов».
Получается, что на рынке торгового холода складывается следующая картина: осуществляется процесс комбинирования отечественного и импортного оборудования, то есть в больших городах более востребован торговый холод от зарубежных производителей, тогда как в малых предпочтение отдается российской продукции. Таким образом, виден некоторый баланс российского и импортного оборудования. При этом зарубежное оборудование превосходит отечественное по технологичности и качеству, и оно не намного дороже.
Не так давно кроме оборудования со встроенным холодом, на рынке появилось оборудование с холодом выносным. Это новшество во многом удобнее. Но при этом важно осознавать целесообразность его установки в торговом пространстве. Дело в том, что демонтаж оборудования со встроенным холодом (в случае окончания сроков аренды торгового помещения) происходит очень быстро и с минимальными затратами. Подобная ситуация с оборудованием, оснащенным выносным холодом, реализуется существенно сложнее. Кроме того, помещения, в которых можно осуществить монтаж оборудования с выносным холодом, должны отвечать некоторым требованиям. Например, торговая площадь не может быть менее 400 квадратных метров.
Работа системы с выносным холодом осуществляется по следующей схеме. В машинном отделении размещаются компрессорно-конденсаторные агрегаты. Каждая отдельная холодильная линия подключается к своему агрегату. Либо возможна другая схема. Компрессорные агрегаты остаются в машинном отсеке, а конденсаторы размещают на улице. Можно сказать просто – техническая начинка холодильника выведна за пределы торговой точки, в отличии от оборудования со встроенным холодом.
Преимущества данной новинки в мире холода для ритейла заключаются в следующем. Во-первых, минимизируется шумовой дискомфорт. Электроэнергия во время работы подобных устройств расходуется существенно меньше. Температурный режим в магазине становится более комфортным. Также оборудование с выносным холодом имеет более длительный срок эксплуатации. Благодоря экономии внутреннего обьема у подобного оборудования расширяются возможности для выкладки товаров. В настоящее время рассматриваемое нами оборудование распространено в супер-и-гипермаркетах. В небольших же магазинах(площадь которых менее 400 квадратных метров) более целесообразной будет установка оборудования со встроенным холодом. По даннным других источников, для эффективной работы такого оборудования площадь торгового пространства должна быть менее 150 кв.м.
В последнее время появилась усовершенствованная система выносного холода – центральная. Одно из ее преимуществ заключается в том, что вырабатываемое оборудованием тепло можно использовать для повышения температуры в торговом пространстве. Таким образом, в зимнее время, как покупатели, так и работники магазина чувствуют себя комфортнее внутри торговой точки, что, отчасти, может способствовать повышению ощущения комфортности, и, как следствие, эффективности продаж. Кроме этого, возможен отказ от систем теплоснабжения. В основе центральной системы находится многокомпрессорная установка, которая способна обеспечивать холодом различные виды оборудования(от низкотемпературного до среднетемпературного). Получается, количество работников, обслуживающих оборудование, существенно снижается. Но оптимально центральную систему устанавливать в магазинах с максимально большой площадью. Желательно, более 500-600 квадратных метров.
Также стало популярным термоэлектрическое холодильное оборудование, приходящее на смену компрессорному. Его работа основана на эффекте Пельтье, придуманным французским ученым Жаном-Шарлем Пельтье в 1834 году. От привычного нам оборудования его отличает бесшумность работы, так как у термоэлектрического торгового холода отсуствует двигатель.
Существуют и дорогостоящие холодильные витрины для элитных магазинов. Например, витрины, которые производит французская фирма Bonnet Névé и KOXKA.
По данным портала www.holodilnik.info, лидирующие позиции на рынке торгового холода занимают производители из Италии и Германии. Итальянскому оборудованию отдают предпочтение как поставщики, так и ритейлеры. Татьяна Ивашкина, директор по развитию компании "Инкотрейд" на наш вопрос «Какие бренды холодильного оборудования наиболее у вас популярны?» отвечает: «Де Риго, прежде всего итальянское — Де Риго». Алла Круглова, начальник отдела оборудования и технологических материалов торговой сети "Радеж" также предпочитает продукцию итальянцев: «Мы используем холодильное оборудование марок «Arneg», «Derbi», «Polair». Но основным нашим поставщиком является итальянская торговая марка «Arneg». Мы закупаем итальянское оборудование, потому что для нас качество и дизайн – одни из основных пунктов. Мы уделяем внимание внутренней отделке магазинов, и хотим, чтобы оборудование ему соответствовало».
Итальянское оборудование по прежнему отличается эксцентричными дизайнерскими решениями, тогда как немецкое надежно и консервативно.
С 2003 г. в Санкт-Петербурге появилась продукция итальянской фирмы EURO’CRYOR, известной в качестве производителя элитного торгового холода. Производство своих витрин компания осуществляет по принципу «custom-made», то есть с максимальным учетом запросов и требований клиентов в отношении дизайна и функциональности. Особенностью является неограниченный выбор цвета продукции. Фирма производит как серийные витрины, так и «на заказ».
С целью избегнуть отказа работы холодильной техники в странах запада была разработана система дистанционного компьютерного наблюдения и управления холодильной техникой. Первые эксперименты начались еще в начале 90-х годов прошлого века. Одна из причин внедрения компьютерной техники в работу торгового холода обьясняется желанием обеспечить бесперебойную работу и избежать вероятность неграмотной эксплуатации холодильного оборудования. Также при использовании компьютерного наблюдения и управления, снижается уровень электрической энергии, потребляемой холодильным оборудованием. Разработкой подобных систем занимается датская фирма Danfoss. Она предлагает систему ADAP-KOOL. Эта система сейчас востребована и пользуется спросом у ритейлеров. Также внедрением подобной системы занимается компания «Айс-мастер». Фирма предлагает разработанную немцами систему «Фригомодуль». Ее суть в следующем. Система сообщает о нарушении работы. Способ можно выбирать. Это может быть факс, мобильный телефон, электронная почта и так далее. Вся информация о температуре и давлении хранится в специальном модуле. В свою очередь, модуль передает эту информацию на главный компьютер.
Использованы материалы интернет-ресурсов www.torgproekt.ru, www.holodilnik.info, www.trade-design.ru, www.ice-master.com, www.holodneva.ru.