Представителям крупного российского бизнеса следует эффективнее планировать и управлять собственными сбережениями, иначе они рискуют все потерять. Такой вывод следует из совместного исследования UBS и Campden Research. По мнению аналитиков, российские предприниматели настолько увлечены развитием своего бизнеса, что напрочь забывают об эффективных системах управления капиталом. Эксперты соглашаются с такими выводами, отмечая, что это особенность капиталов первого поколения.
«Если ведущие российские предприниматели не будут уделять должное внимание вопросам планирования и передачи собственного капитала, их наследники рискуют лишиться накопленного состояния», — говорится в исследовании «Российская бизнес-элита: проблемы, связанные с управлением и передачей капитала».
Опрос показал, что отечественные богачи не привыкли и не умеют планировать на долгосрочную перспективу. «Российские бизнесмены настолько глубоко увлечены развитием своего бизнеса, что практически не уделяют внимания вопросам его наследования», — указывают аналитики.
К тому же, говорится в исследовании, представители крупного бизнеса весьма неохотно берут к себе на работу своих детей. Лишь 32% респондентов заявили, что хотели бы побудить наследников к участию в бизнесе в будущем, 56% опрошенных вообще не привлекают родственников в свой бизнес, а 72% признают, что члены их семей не только не обладают какой-либо долей семейного капитала, но и в будущем им мало что светит.
Отметим, что половина опрошенных оценили свое состояние в 100—500 млн долл., еще 25 бизнесменов «скромно» признались в «заначке» в более 50 млн долл.
«У первого поколения российских предпринимателей мало времени на обдумывание и анализ вопросов, связанных с наследованием и передачей своих состояний», — отмечается в исследовании. Лишь 28% респондентов заявили, что часто пользуются услугами управления личным капиталом, а 20% сообщили, что вообще не знакомы с термином «семейный офис».
Кроме того, подход российских предпринимателей к распределению активов ограничен: предпочтение отдается высокому риску и высокому доходу от средств, не размещаемых в офшорах. Наибольшее же предпочтение отдается вложениям в недвижимость и акции, при этом респонденты продемонстрировали ограниченное понимание в области финансовых рынков и инструментов.
Эксперты в целом согласны с результатами исследования. «Однако это особенность не России, а любых капиталов первого поколения, — замечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. — Во всех развитых экономиках сложилась культура управления крупными состояниями, диверсификации активов, долгосрочного планирования, в России же только начинают задумываться о передаче активов по наследству, повышении их эффективности, привлечении специалистов для этого».
«В последнее время состоятельные люди стали чаще обращаться в специализированные финансовые учреждения, — говорит замначальника управления VIP-продаж в регионах НОМОС-банка Дмитрий Доброгорский. — Под каждого такого клиента формируется индивидуальный план управления и планирования состояния, в том числе с возможностью передачи бизнеса по наследству. Думаю, в обозримом будущем мы придем к европейской практике, когда бизнес будет передаваться из поколения в поколение, а обслуживать его будут те же банкиры, с которыми начинали работать его создатели».
«Слишком мало времени прошло с момента первоначального накопления, мировой опыт показывает, что эффективные системы управления становятся востребованными во втором-третьем поколении, если, конечно, остается, чем управлять», — не соглашается г-н Кленов.
Конкуренция идет в регионы
Несмотря на кризис, большинство российских предпринимателей (43%) оценивают развитие своего бизнеса как успешное. Лишь 26% придерживаются противоположного мнения. К такому выводу пришел ВЦИОМ, представивший вчера данные ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса. Оценивая перспективу развития собственного бизнеса на ближайшие два-три года, предприниматели наиболее серьезной проблемой считают действия крупных региональных бизнес-игроков. На втором месте в списке ожидаемых проблем стоит обострение конкурентной борьбы, на третьем — нехватка профессиональных кадров.