Второй «Бу!фест» показал, что популярность маленьких книжных ярмарок растет: читатели здесь покупают то, чего нет в больших магазинах, а издатели помимо прибыли получают бесценную «обратную связь»

«Покупайте тухлые новости! Всего десять рублей!» — маленький мальчик пытается всучить посетителям «Бу!феста» газету. Книжная ярмарка, проходившая 12-14 февраля в московской Галерее на Солянке, камерная, но, как и на больших форумах, у нее есть собственное периодическое издание с программой выступлений и схемой расположения стендов. Вернее, не стендов, а столов. За каждым из них сидит сотрудник того или иного издательства и рассказывает посетителям про свои книги. Полное название ярмарки — «Буквы, звуки, цацки», и все заявленное представлено в полном объеме. На сцене выступали музыканты, а в перерывах музыка звучала из динамиков. Нижний этаж галереи почти целиком был отдан под авторскую бижутерию и сувениры. «Ничего, что народу мало, зато все свои», — делится с приятелем мнением о происходящем один из продавцов.

«Свои» — очень важное слово для «Бу!феста». В данном случае это те, кто пришел не за бестселлерами в ярких обложках, а за книжками, которые выходят тиражом в 2000 и меньше экземпляров. Это поэзия, качественные издания для детей, эссеистика, разнообразный нон-фикшн, научные исследования, книги художника. Тут же рядом проходит круглый стол о судьбе концептуальных книжных лавок в России: если сегмент маленьких магазинов не будет развиваться, независимому книгоизданию в России придется очень трудно. С крупными сетями работать все сложнее, а если книга и попадает в каталог розничного оператора, то стоит больших денег. Пока же издатели выкручиваются, придумывая мини-ярмарки. Нынешний «Бу!фест» уже второй по счету (первый прошел в августе). В ноябре свою ярмарку в галерее «PROEKT_FABRIKA» провело издательство Ad Marginem, 26-28 февраля организуется вторая. Про экономику таких мероприятий рассказывает глава Ad Marginem Александр Иванов: «В среднем на такой ярмарке оборот издателя составляет от тысячи до полутора тысяч долларов. Это то, что нам в месяц дает один магазин в Москве. То есть фактически мы добавляем к нашему бюджету еще один магазин — для тех, кто выпускает книги тиражом в 2000 экземпляров, это существенно».

Место встречи

«Участвовать в таких ярмарках, как “Бу!фест”, безусловно, выгодно, — рассказывает пиар-директор издательства “Розовый жираф” Светлана Дындыкина. — Мы за три дня продали около 500 книг. Традиционная схема распространения через крупные сети устраивает только крупных игроков, хотя и они стремятся создавать свои собственные сети распространения. А небольшим издательствам, нацеленным на вдумчивого читателя, приходится изобретать альтернативные способы. Самый эффективный — продавать книги самим. И тут уже можно изобретать и комбинировать: участвовать в независимых фестивалях, искать нестандартные площадки, делать магазин при издательстве. Только так мы можем напрямую общаться и встречаться с правильными читателями в правильной атмосфере. Одной ярмарки Non/fiction уже мало, туда приходит слишком много народа, и мы целиком заняты торговлей. Нам нужны ярмарки меньшего масштаба».

«Для многих издателей участвовать в ярмарке Non/fiction, где 4 квадратных метра будут стоить 1000 евро, не представляется возможным, — объясняет главный редактор издательства “Арго-Риск” Дмитрий Кузьмин. — Один раз мы взяли стенд втроем с коллегами, но там царила атмосфера коммуналки. На “Бу!фесте” стол обойдется издателю в 1500-2500 рублей. Но дело не только в этом: возможность диалога с читателями оказывается важнее, чем прибыль. Сейчас многие движутся в этом направлении, например, недавно открывшийся магазин Dodo-space и литературное кафе Ex:Libris».

Участие в ярмарке Ad Marginem вообще бесплатно, издатели скидываются только на уборку помещения. Ольга Костюкова, пиар-директор издательства «Фантом Пресс» рассказывает, что они долгое время продолжали участвовать в традиционных ярмарках, но постепенно решили перейти от них к маленьким: «Сперва мы прекратили участвовать в “Книгах России”, потом решили отказаться от Московской международной книжной выставки-ярмарки. Там маленькие издательства получают такие невыгодные места, что “наш” читатель до нас просто не доходит. А если и доходит, то у него уже нет денег, он все потратил на учебники. А на маленьких ярмарках мы легко найдем друг друга».

Еще один немаловажный аспект таких ярмарок — возможность избавиться от лишних тиражей. Книга, как выясняется на практике, тоже скоропортящийся товар: крупные магазины и оптовые сети не хотят брать издания, на которых стоит прошло- или позапрошлогодняя дата выпуска. «А на таком фестивале можно купить книгу за 20 рублей», — говорит директор магазина «Фаланстер» Борис Куприянов. «Фаланстер» — редкое место в Москве, где продаются малотиражные книги маленьких независимых издательств. Но конкуренции со стороны ярмарок Куприянов не видит: «Книги настолько дороги, что любой способ их удешевить прекрасен. Это правильный ответ издательств на ситуацию на оптовом рынке».

Вывести в свет

Один из организаторов «Бу!феста» Вячеслав Ерошенко, более известный как Чеслав, из издательства Chebuk, мечтает о том, чтобы недавно созданная Гильдия вольных издателей помогала бы независимым игрокам на рынке: «Если у книги тираж 1000 экземпляров, то вкладываться в раскрутку издателю не по силам. Продавать ее приходится, не пользуясь услугами оптовиков. Мы же хотим создать некоммерческое партнерство, которое взяло бы на себя вопросы распространения и продвижения». Пока основной деятельностью Гильдии являются «Бу!фесты». По оценкам Чеслава, первый «Бу!фест» собрал от 3 до 5 тысяч посетителей, нынешний столько же. Это притом, что активно фестиваль не рекламировался, в основном через блоги или прессу, но при этом никаких платных публикаций не было. Журналисты хвалят симпатичную ярмарку добровольно.

Маленькие ярмарки постепенно становятся новым трендом как в индустрии, так и в московской культурной жизни. Уже точно известно, что летом во время Московского международного открытого книжного фестиваля на втором этаже ЦДХ будет организована торговля. И не силами крупных магазинов, как это было раньше, а в формате маленькой ярмарки. Входной билет для издателей — 5 тысяч рублей за стол. Борис Куприянов, который не только руководит «Фаланстером», но и является программным директором фестиваля, пообещал затащить на ярмарку научные издательства вроде издательства Института мировой литературы, которые «редко выходят в свет». «На больших ярмарках коммерции больше, чем собственно книг, чем библиофилии, — резюмирует глава Института книги Александр Гаврилов. — А маленькие ярмарки выросли на любви к книге, и если где-то она и будет жить и развиваться, то только здесь».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments