Мнение эксперта: Наталья Ерина, директор по стратегии компании "Кухнистрой"
— Наталья, какова роль информационных систем в розничном бизнесе?
— В любом бизнесе роль ERP-систем заключается в грамотном и четком планировании ресурсов предприятия. Наш основной ресурс – это товар и деньги. Ежедневно нам нужно планировать финансовые потоки – чтобы была возможность вовремя поставить новый товар в ТЦ, выдать зарплату, решить все вопросы с клиентами… Нам нужно планировать все свои финансовые потоки каждый день, иначе при нашем развитии мы можем остаться в полном неведении своих собственных возможностей. ERP должна учитывать все статьи затрат, абсолютно все.
— Как изменилось отношение владельцев и топ-менеджеров розничных компаний к автоматизации за последние год-два?
— К нормальной, качественной автоматизации всегда только самое хорошее отношение, потому что это позволяет снизить издержки и оптимизировать процессы внутри компании. Благодаря ERP-системе значительно повышается управляемость предприятием, а это для нас очень важно.
— Какие первоочередные цели преследуют ритейлеры на практике, автоматизируя свой бизнес?
— Через оптимизацию бизнес процессов – повышение управляемости бизнеса.
— Кто обычно является «заказчиком» проекта внедрения информационной системы? А кто должен быть?
— Каждая компания – индивидуальность и везде такие решения принимаются по-разному. Стандарта не существует. Чаще всего подобные решения принимает либо менеджмент компании, либо ее владелец. В очень редких случаях это IT-директор. В нашем случае решение было принято владельцем компании.
— Какие трудности возникают в ходе организационной подготовки проекта, в т.ч. при создании «проектного офиса»? Как их избежать?
— Во-первых, нет концепции внедрения, где компания-заказчик четко бы прописала узкие места, а компания разработчик прописала под узкие места возможности ИС. Во-вторых, в компании нет «компетенции» по разработке целостного технического задания, которое предполагает увязку всех элементов системы в единое целое.
— Какие существуют способы прогнозирования эффективности проекта? Используются ли они на практике?
— Есть проектная методология.
— Какие существуют подходы при расчете стоимости (бюджета) проекта внедрения и поддержки информационной системы? Что Вы используете чаще и почему?
— TCO — совокупная стоимость владения. Это стоимость не только приобретения системы, но и стоимость ее внедрения и всех ее ресурсов (затраты менеджмента, стоимость времени менеджмента, которое будет потрачено на внедрение системы, и т.д.).
Есть еще ROI – замеряется состояние эффективности бизнеса до внедрения и после. В зависимости от этого делается вывод, насколько внедрение было эффективно. Однако нам представляется, что методики высчитывания ROI пока еще отработаны не идеально.