В погоне за тенденцией омниканальности мобильные приложения стали почти обязательным сервисом для ретейлеров. Пока же только половина торговых сетей запустили этот канал продаж.
Теперь и "Связной"
В конце января торговая сеть "Связной" запустила мобильное приложение. После результатов продаж 2015 г., когда более 300 тыс. заказов в онлайн-канале ретейлера было сделано с мобильных устройств (за 1,5 года этот показатель вырос в 2,5 раза), компания приняла решение вывести на рынок новую для потребителей услугу.
За первые пять дней работы приложения через него было сделано заказов на сумму свыше 1 млн рублей. В приложении "Связного" доступен весь ассортимент ретейлера, всего порядка 10 тыс. товарных наименований. В приложении работает сервис геолокации магазинов, подборка магазина по времени работы, расстоянию от пользователя, услугам, доступным в салоне, можно зарезервировать выбранный товар в конкретном салоне "Связного". На март 2016 г. запланировано обновление мобильного приложения, разработка личного кабинета — в новой версии каждому пользователю будет доступен личный кабинет, новости и обзоры новинок, видеообзоры гаджетов.
В 2014 г. компания запустила мобильную версию сайта. Покупатели, которые пользовались смартфонами и планшетами при оформлении заказа, сформировали 25% товарооборота svyaznoy.ru, что на 40% больше, чем в 2014 г.
Кто в игре
Согласно исследованиям компании Data Insight, онлайн-магазины есть у 51% торговых сетей. Среди компаний, еще не запустивших онлайн-продажи, 73% составляют FMCG-сети. Без мобильного сайта и приложения обходятся 49% торговых сетей. У 44% есть сайт и/или приложение. Мобильное приложение для iOS есть у 29%, для Android — у 26%, мобильный сайт — у 21%, а приложение под другие OC — всего у 3%.
За последние полтора года мобильными приложениями обзавелись ряд ретейлеров: лидер рынка "Магнит", алкогольная торговая сеть "Тамада" и сеть алкомаркетов "Красное & Белое", иркутская продуктовая сеть "Слата", пермская сеть "Семья", БТиЭ-ретейлер "Техносила".
Приложения, позволяющие совершить покупки, есть у большинства интернет-ретейлеров: Enter, "Юлмарта", "Ситилинка", Biglion, Wildberries.ru, Ozon, Lamoda.ru, "220 вольт", Babadu, KupiVip, "Утконоса".
"Максидом" планирует запуск мобильного приложения и мобильной версии сайта, у уже запустившей сервис "Обуви России" в 2015 г. доля посетителей с мобильных устройств выросла на 7% и достигла 30%.
Через мобильное приложение "М.Видео" в 2013 г. совершили покупки 9% покупателей, к 2014 г. эта цифра увеличилась до 13%. Сейчас ретейлер работает над модернизацией приложения. По планам компании, к 2020 г. оно будет приносить "М.Видео" ежегодный прирост объема продаж в 4,7 млрд руб.
В борьбе за лояльность
При всем удобстве, мобильные приложения торговых сетей устанавливает лишь ядро целевой аудитории — люди наиболее лояльные к бренду торговой сети. "Не все готовы установить на смартфон 5–10 приложений магазинов, в которые покупатели ходят наиболее часто", — считает Филипп Шубин, операционный директор CardsMobile. По статистике, лишь 30–50% пользователей с пластиковыми картами совершают повторную покупку. Карта лояльности в смартфоне позволяет повысить процент — ведь такую карту невозможно забыть, говорят в CardsMobile.
"Поведение онлайн-покупателей за последние несколько лет изменилось кардинально, — отмечает Михаил Морозов, начальник управления интернет-продвижения "Связного". — Еще 1,5–2 года назад люди использовали смартфон или планшет преимущественно для получения информации о том или ином товаре, а покупку совершали, сидя за компьютером или ноутбуком. Сейчас мобильные устройства стали важным инструментом для покупок — за последние 1,5 года число заказов с мобильных устройств в нашем онлайн-канале увеличилось более чем вдвое. Кроме того, именно в приложениях формируется "ядро" самых лояльных клиентов, что в текущей рыночной ситуации крайне важно и существенно влияет на продажи компании в целом".
На текущем этапе развития мобильных приложений в России в традиционной рознице, мобильные приложения большинства розничных компаний — это либо мобильное повторение интернет-магазина, либо мобильная бонусная карта лояльности, — считают в консалтинговой компании Myretailstrategy.
"Сайты большинства компаний не адаптированы к мобильным устройствам, видимо из-за того, что пока только 18% пользователей интернета используют только мобильные устройства, и конечно, из-за того, что многие розничные компании не имеют стратегию или точнее не понимают как они будут развивать бизнес-модель omni channel, так как им сразу хочется что-то продать через мобильное приложение", — комментирует Александр Шубин, управляющий партнер Myretailstrategy.
Российским ретейлерам есть к чему стремиться. Например, сеть супермаркетов Stop&Shop в США предлагает свои покупателям специальное мобильное приложение с помощью которого покупатель может при покупках сканировать товар, сразу получая информацию об экономии, и при завершении покупок может оплатить покупки через телефон, и не стоя в очереди на кассе, пройти на выход. Мобильное приложение Target помогает покупателю быстро найти полку, на которой находится нужный товар. Bestbuy, крупнейшая сеть цифровой и бытовой техники в США, через свое приложение GEEK SQUAD APP осуществляет техническую поддержку своих покупателей.
Наиболее востребованными мобильными приложениями будут приложения, которые облегчают жизнь покупателя и упрощают транзакции и его взаимодействие с розничной компанией. Для этого розничной компании нужно очень хорошо понимать своего целевого покупателя и его путешествие и точки контакта с мобильным приложением, подытоживает Александр Шубин.