Через десять лет Россия может стать одним из мировых лидеров по продажам товаров для экстремальных видов спорта, прогнозирует исполнительный директор Pentland Group Энди Рубин. В интервью корреспонденту РБК daily Маргарите Парфененковой он рассказал, как выглядит покупатель спортивных брендов Speedo и Berghaus, что думает о товарах компании пловец Майкл Фелпс, смогла ли Pentland Group заработать на продаже Reebok и зачем ей покупать новые бренды, если в этом нет необходимости.
«ДЖАМИЛЬКО» В ПОМОЩЬ
— Недавно Pentland Group объявила об открытии в России монобрендовых магазинов под маркой Berghaus. Почему выбор сделан именно в ее в пользу, ведь у вас в портфеле 16 брендов?
— Наша компания занимается тремя направлениями: это спортивная одежда, одежда для активного отдыха и просто модная одежда. И в каждой из этих категорий у нас есть марки, которые являются одними из ведущих в мире. Некоторые из наших брендов уже известны в России. Это Speedo, который занимается костюмами для плавания, широко известный в футболе и регби Mitre, а также обувная марка KangaROOS. И, конечно, Lacoste. А сейчас мы выводим на российский рынок еще один наш бренд одежды для активного отдыха — Berghaus.
— Каким образом вы будете развивать марку в России?
— Berghaus будет сотрудничать с одним из известных дистрибьюторов в России — с компанией «ДжамильКо». Наша стратегия в том и заключается, что мы не сами представляем продукт в других странах, а сотрудничаем с крупным дистрибьютором в соответствующей стране в соответствующей области. Хотя бренд Berghaus весьма известен и у него богатый опыт на международной арене, но, чтобы быть успешным на новом рынке, необходимо заручиться поддержкой местного партнера.
— А кто в России развивает другие ваши марки?
— Speedo сотрудничает с ABM, у которого есть наши монобрендовые магазины. Что касается Lacoste, то этим брендом мы не владеем, а производим по лицензии только обувь, которая затем продается в специализированных магазинах Lacoste. Mitre и KangaROOS развивают в России несколько мультибрендовых дистрибьюторов.
— Какие из ваших брендов лучше всего продаются в России?
— Пока это Speedo и Lacoste.
— Какие планы по открытию магазинов Berghaus, насколько агрессивно вы будете завоевывать наш рынок?
— В ближайшие три года будет открыто десять магазинов площадью 120 кв. м каждый в Москве и Санкт-Петербурге. Мы рассчитываем, что в первые три года они достигнут объема продаж в 10 млн долл. Мы стараемся слишком быстро не развивать бренд.
— Учитывая, что Berghaus использует высокотехнологичные материалы, что не может стоить дешево, на каких покупателей вы ориентируетесь в России?
— В России мы видим для себя два различных рынка. Один ориентирован на тех, кто хочет приобрести комфортную одежду для города и загородных прогулок, чтобы в ней и просто ходить по улице, и кататься на лыжах. Эта категория покупателей хочет найти, например, ту обувь, которая будет защищать от холода и дождя. Второй рынок более функционален: это профессиональная одежда для экстремальных видов спорта, для очень суровых условий. Например, для альпинистов. Эта одежда позволяет не замерзать, она непромокаемая и непродуваемая. Те, кто занимается этим серьезно, не стремятся сэкономить, а хотят получить качественную продукцию. И мы не гонимся за тем, чтобы состязаться с другими в цене.
— И на каких потребителей будете делать ставку в России? На профессиональных спортсменов или тех, кто просто ищет стиль и комфорт?
— Нужно удовлетворять потребности и тех, и других. Мы рассчитываем, что профессиональные спортсмены будут уделять внимание нашим изделиям и брендам. Конечно, существует много брендов с подобной линией одежды, но мы пытаемся сделать так, чтобы наш продукт был по-настоящему инновационным и уникальным.
— А есть уверенность, что в нашей стране вы найдете достаточное количество приверженцев экстремальных видов спорта?
— Существует следующая тенденция: чем больше развивается экономика в стране, тем все больше и больше людей задумываются о своем здоровье. И растет количество людей, всерьез занимающихся таким спортом. Как нам кажется, Россия находится сейчас на первой-второй стадии развития, но лет через десять она войдет в пятерку стран с сильно развитым рынком товаров для экстремальных видов спорта.
К ОЛИМПИЙСКИМ РЕКОРДАМ
— Инновационные материалы — один из козырей вашей компании, и такие марки, как Speedo, развиваются именно за счет высокотехнологичных разработок. Кто создает для вас материалы и придумывает новые технологии?
— У нас сплоченная команда, и мы все вместе занимаемся разработками для своих брендов. Эта команда состоит из экспертов в области дизайна и специалистов в области материалов. Технологи разрабатывают мембраны, то есть специальные ткани, которые не дают промокать, но при этом дышат. Но есть и те, кто эти материалы тестирует. У нас налажено взаимодействие между специалистами внутри компании и экспертами извне. Если говорить о Speedo, то у компании есть собственная научно-исследовательская лаборатория, а также налажены контакты с университетами и экспертами в области спортивной науки. Berghaus также взаимодействует со спортсменами, которые используют продукцию и могут высказать свое мнение о том, подходит им она или нет, и является ли для них эта продукция лучшей. У нашей компании есть 100 разработчиков продукции.
— Сколько компания в год вкладывает в эти разработки?
— Это закрытая информация.
— Благодаря этим разработкам большой популярностью пользуется Speedo среди профессиональных спортсменов. В том числе пловцы на Олимпиадах выступали в ваших костюмах. Как вы дальше будете развивать направление спорта высоких достижений?
— Если вспомнить Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, то 94% золотых медалей были завоеваны спортсменами, которые носили продукцию компании Speedo. Здесь хочу сказать о технологии LZR Racer, которая является последним словом в наших разработках. В 2012 году у нас в Лондоне будут проходить Олимпийские игры, и компания Speedo разрабатывает LZR Racer далее, наша продукция должна быть лучше всех.
— Есть ли у вас соглашения с профессиональными спортсменами, сборными? И с кем есть контракты?
— Мы работаем с весьма известными пловцами, такими как Майкл Фелпс. Когда он завоевал восемь золотых медалей, он был вовлечен в процесс развития LZR Racer. Speedo также сотрудничает с еще несколькими профессиональными пловцами. В случае с Berghaus мы надеемся наладить сотрудничество с профессиональными скалолазами и альпинистами, для того чтобы они могли нам высказывать свою точку зрения о свойствах наших материалов.
— После того как спортсмены побеждали в костюмах Speedo, как это влияло на продажи? И используются ли разработки и технологии для профессиональных спортсменов в линиях для обычных покупателей?
— Продажи выросли значительно. И конечно, наши разработки предлагаются и обычным покупателям. Помимо профессионалов есть люди, которые хотят покупать ту же продукцию, но не для того, чтобы устанавливать рекорды, а чтобы чувствовать себя более комфортно в таких костюмах. Что касается Berghaus, то многие потребители выбрали наш бренд, потому что изделия носят успешные альпинисты и, следовательно, клиенты знают, что могут доверять бренду.
ПОДАЛЬШЕ ОТ БАНКОВ
— В каком направлении может уйти ваш бизнес в будущем? Возможно ли, что вы сконцентрируетесь именно на профессиональном спорте?
— На мировом уровне нужно развивать все три направления: и спорт, и модную одежду, и одежду для активного отдыха. И сейчас у нас наблюдается стабильный рост на всех трех фронтах. А в области спорта и активного отдыха мы к тому же можем выступать как пропагандисты идеи здорового образа жизни. И когда я присутствовал на заседании мировой федерации спортивных продуктов, мы говорили там о том, что нам нужно наладить контакты и сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения, чтобы население многих стран стало более активным и здоровым.
— По какому принципу формировался ваш портфель брендов? На каком этапе компания приобретала тот или иной бренд?
— Прежде всего процесс происходит так: мы намечаем основные сегменты и категории продаж, а затем смотрим, какие бренды можем для себя выбрать. Чтобы быть успешными в этом, нужно уметь в нужный момент воспользоваться своим шансом. Не всегда удается угадать с брендом, не всегда удается купить его за ту цену, за какую хочешь, но, повторюсь, необходимо всегда пользоваться возможностью сделать это.
— Ваше последнее приобретение было сделано в 2008 году, когда вы купили Gio-Goi. Ведутся ли сейчас переговоры о новых приобретениях и в каком из сегментов рынка можно ждать следующей покупки?
— Мы всегда в поиске. И компании знают, что мы любим приобретать новые бренды. С 2008 года других приобретений не было, потому что этот процесс весьма длительный. Нужно многое обсуждать с партнерами, и иногда наши мнения не совпадают. Однако мы будем продолжать приобретать новые компании, хотя у нас нет в этом острой необходимости. Доходы Pentland Group весьма велики, и они будут только увеличиваться.
— Какой сегмент, где вы еще не присутствуете, был бы вам в перспективе интересен? На какие новые направления вы смотрите сейчас?
— Существует несколько сегментов, в которых мы хотели бы заявить о себе, однако не думаем, что они будут для нас ключевыми. В основных сегментах у нас уже есть активы. И наше внимание будет сфокусировано именно на них — то есть на спорте и активном отдыхе, хотя диапазон каждого из них может быть весьма широким.
— На какой из брендов в вашем портфеле приходится наибольшая доля в общем объеме продаж?
— Три бренда из тринадцати являются самыми крупными. Это Speedo, Berghaus и Lacoste. Их доля в продажах — а это 1,6 млрд долл. в 2010 году — сейчас основная. Но и другие бренды постепенно выходят на международную арену.
— Почему Pentland Group в свое время решила продать Reebok? И не считаете ли вы, что с этим брендом ваши позиции на рынке спортивных товаров были бы более значительными?
— Мы сотрудничали с Reebok десять лет, с 1981 по 1991 год. Мы вложили в эту компанию 70 тыс. долл., а продали ее за 700 млн долл. Это была одна из успешных сделок. Так что мы не сожалеем об этом решении. Еще и потому, что после того как мы продали Reebok, у компании сложилась весьма нестабильная ситуация. Потом она была приобретена Adidas.
— Но теперь Adidas с этой маркой занимает лидирующие позиции на рынке.
— Повторюсь: мы не сожалеем о своем решении. У Pentland Group сейчас есть набор крепких сильных брендов, у компании стабильное финансовое положение, нет никаких задолженностей, поэтому сожалеть не о чем. Нам и без Reebok хорошо. Некоторые люди говорят, что нам стоило действовать более агрессивно, но мы приводим в пример те компании, которые за последние десять лет действовали более агрессивно. Во время кризиса они чуть не прогорели.
— Как отразился кризис на рынке товаров для спорта и активного отдыха? Как кризис повлиял на ваш бизнес?
— Несмотря на то что некоторым нашим партнерам пришлось многое пережить и их финансовая ситуация была нестабильной, наши продажи шли весьма хорошо. Мы кризис пережили весьма успешно. Прошлый год стал для компании рекордным по продажам. У нас не было никаких задолженностей, не было ощутимых потерь, и компания смогла спокойно пережить это время и продолжила развиваться без каких-либо осложнений. В основном проблема с продажами была у тех, кто был слишком завязан с банками. На обычных покупателях кризис не так сильно отразился. Тем более что в тех странах, где наша продукция пользуется успехом, продажи, если и падали в кризис, то после кризиса быстро восстановились.
— Рынки каких стран являются для вашей компании основными?
— Самый крупный рынок в США, поскольку история развития наших брендов на американском рынке дольше, чем в других странах. Затем идут Великобритания, Германия, Италия. В Азии основной страной для нас является Япония. Высокие темпы роста также в Китае и Южной Корее. Однако, как мне кажется, одним из основных наших рынков через несколько лет станет Россия. В следующем году ваша страна войдет в десятку по всему миру. А постепенно — в пятерку. В России экономика становится все более стабильной и крепкой. Так что деятельность на российском рынке будет весьма успешной для нас. Пока, конечно, здесь на каждого человека приходится значительно меньше продаж товаров, касающихся спорта и активного отдыха, одежды, обуви, чем в других странах, где мы закрепились. И это нужно исправлять.