В Рунете началась купономания. 10 марта исполнился ровно год с момента запуска одного из первых российских сервисов коллективных покупок «ДарБери», который успел набрать такие бизнес-обороты, что через полгода стал интересен как объект приобретения международной компании Groupon. А накануне своего дня рождения сервис, получивший новое имя «Групон Россия», решил использовать для развития своего бизнеса социальные сети. Первым таким совместным проектом стало партнерство с «Одноклассниками». Будем ли мы в ближайшем будущем ходить за покупками через социальные сети и с пачкой купонов на скидки?

Кажется, что именно такое будущее нам и светит. Ведь любой народ вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз падок на распродажи. Скидки — величайший инструмент манипулирования толпой, просто гениальный по соотношению вложенных усилий и результативности. Было бы странно, если бы другой великий инструмент организации коммуникаций по имени Интернет не взял его на вооружение. Всего-то и нужно: быстро набрать столько желающих приобрести какой-либо товар или услугу, чтобы эта группа товарищей стала для магазина, ресторана или салона красоты оптовым покупателем, который может рассчитывать на существенные скидки. В знак подтверждения своей готовности воспользоваться услугой, достаточно внести небольшой аванс: рублей 50, 100, 300 и т. п. А потом, распечатав купон на скидку, который придет по электронной почте, отправляйся в магазин, боулинг или парикмахерскую. Коммерческие выгоды очевидны для всех трех сторон, участвующих в скидочном процессе: торговая точка получает гарантированный поток посетителей, человек — скидку в цене, а интернет-сервис — вознаграждение от поставщиков, которое, естественно, тем выше, чем больше их количество.

Понятно, почему первый такой интернет-ресурс Groupon, родившийся в США совсем недавно — в 2008 году, совершил блистательную бизнес-карьеру: менее чем через год после появления на свет он получил вначале 30 миллионов долларов венчурного финансирования, а через полгода — еще 135 миллионов долларов, на сей раз от российского фонда DST, владеющего долями в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Mail.Ru, Facebook. Судя по сумме сделки, стоимость компании составляла на тот момент уже 1,35 миллиарда долларов. Так что бизнес воистину отличный, особенно для владельцев скидочного стартапа, которые рассчитывают его выгодно продать на этапе взрывного роста. По данным ресурса «Клуб Любителей Скидок», в России сегодня работает около 50 клонов американского сервиса Groupon, причем примерно 30 из них — в Москве. Они выбрали самую эффективную бизнес-модель: скидки продаются не на товары, которые надо где-то хранить, и вдобавок они могут не понравиться покупателю, скажем, размером, цветом и т. п., а на услуги, особенно дорогие — скажем, в ВИП-салон красоты. Начальные затраты минимальны, а результат напрямую определяется умением договариваться.

Но о реальных сногсшибательных коммерческих успехах эти сервисы пока не заявляют. Они ожидаются в будущем. «В общей структуре доходы от сервисов коллективных покупок могут составить около 20—25 процентов, ведь в российских социальных сетях аккумулирована почти вся аудитория Рунета»,— считает Вадим Сенькин, директор Stars Interactive. Правда, сегодня, по оценкам экспертов, платежи за социальные сервисы составляют менее одного процента от тех сумм, которые проходят через электронные платежные системы, а также через терминалы мгновенных платежей. Однако, по оценкам Андрея Попкова, генерального директора компании «Мобильный Кошелек» (платежная система QIWI Кошелек), они растут ежемесячно в среднем на 18—20 процентов. Значит, все больше владельцев аккаунтов готовы активно использовать дополнительные сервисы социальных сетей и платить за них. И потому владельцы ресурсов скидок намерены заработать в этом году около трех миллиардов рублей.

Эти цифры вполне можно получить, даже с учетом того, что, по оценкам экспертов, показатель «конверсии» посетителей сайта в покупателей купонов составляет 5—10 процентов. Из них 20—30 процентов не погашают свои купоны, причем чем меньше размер аванса, тем выше вероятность, что потенциальный клиент «забьет» на него. На пустом рынке скидочные сервисы растут как грибы после дождя, и вот он — нужный масштаб деятельности.

Пока же обороты скидочных сервисов невелики, резюмирует эксперт «ФИНАМ» Леонид Делицын, поскольку идет поиск тех ниш, которые будут популярны у россиян и вместе с тем смогут приносить ощутимый доход продавцам услуг. А вот с этими нишами далеко не все очевидно. Эксперты согласны в одном — механизмы оперативных скидок ориентированы на спонтанные покупки, то есть на прирост потока случайных посетителей. Но самой сфере обслуживания нужен поток лояльных посетителей, которые посещают этот ресторан или боулинг регулярно и платят при этом по полной, без всяких скидок. Потому там зачастую встречают «купонодержателей» как второсортный контингент — эта проблема уже проявилась даже при нынешних мизерных реальных предложениях.

Так что скидки через Интернет — это отличный механизм, но подходящий далеко не всем, а лишь новичкам, желающим быстро и недорого раскрутить новое имя в информационном поле. Известные бренды в этих условиях предпочтут фирменные бонусы/купоны для постоянных покупателей.

Получается, что «потолок» скидочного бизнеса не так далек, как это может показаться с первого взгляда. «Когда рынок приблизится к насыщению подобными сервисами, выживет только сильнейший — тот, кто сможет предоставить компаниям широкий охват в промоакциях», — считает интернет-маркетолог Антон Голубчик. Этот вот огромный «универсам купонов» будет обслуживать массу случайных потребителей, скорее всего молодых купононосителей, для которых игра в скидки и смена впечатлений важнее персонального обслуживания. А вот как будут рядом с ним уживаться разнообразные нишевые сервисы, которые, надо думать, тоже должны найти свою собственную форму существования, — это вопрос. Ответ на него, видимо, мы получим только после того, как с этого рынка в его первоначальном виде снимут бизнес-сливки те, кто вышел на него первым. Пока же идет борьба за «план по валу».

 

Кто должен развивать сервисы коллективных покупок?

Олег Ильичев, ви­це-пре­зи­дент ком­па­нии Mail.Ru:
Сервисы коллективных покупок могут заинтересовать представителей самых разных сфер и масштабов бизнеса. Они идеально подходят для продажи услуг, поэтому в настоящее время большинство предложений представлено именно из этой сферы. Бизнес-модель, используемая в таких сервисах, ориентирована на максимально широкую аудиторию. По сути, речь идет о стимулировании спонтанных покупок: чем ярче, заманчивее предложение — тем больше круг потенциальных клиентов. Электронная коммерция в нашей стране активно развивается, и популярность онлайн-шопинга будет уверенно расти.

Елена Масолова, со­ос­но­ва­тель сер­ви­са кол­лек­тив­ных по­ку­пок «Гру­пон Рос­сия»:
Сервис «Групон» — это некий «гид по городу»: среди наших предложений (салоны красоты, кинотеатры, кафе, картинги и т. д.) каждый найдет для себя интересные. На регионы тоже не жалуемся, там у нас довольно большая аудитория. Сейчас у «Групон» два миллиона подписчиков, причем 60 процентов из них не из Москвы. В России с нами работает более двух тысяч компаний. Привлекать их нетрудно, поскольку мы единственный бесплатный канал рекламы. Сервис дает «живых покупателей», поэтому более 80 процентов поставщиков хотят проводить с «Групон» повторные акции.

Дмитрий Шмаков, ви­це-пре­зи­дент по мар­ке­тин­гу и ком­мер­чес­кой де­ятель­нос­ти ChronoPay:
Такие проекты интересны в основном тем компаниям, которые только выходят на рынок. Это, безусловно, более дешевый способ найти клиента, нежели медийная реклама. Но он хорош лишь как кратковременный канал привлечения: либо при открытии бизнеса, либо приуроченный к какому-то событию (например, празднику). Самым весомым аргументом для покупателей участвовать в сервисах коллективных покупок является, скорее всего, экономия. Ведь любые покупки в Интернете для россиян в первую очередь ассоциируются с более низкими, чем обычно, ценами.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments