Прошедший год трудно назвать годом Nokia: компания неоднократно подвергалась критике за относительное бездействие на фоне более активных конкурентов Apple и Google. Согласно отчетам исследовательского агентства Garthner, доля устройств на базе Symbian — основной операционной системы для смартфонов Nokia — неуклонно падала в течение всего года, внушая поклонникам марки весьма тревожные мысли. Но осенью 2010-го у штурвала компании встал новый капитан Стивен Элоп, человек, имеющий огромный опыт работы в компаниях—разработчиках программного обеспечения, а не коммуникационного оборудования. И Nokia перевернулась с ног на голову: изменилась структура компании, ее приоритеты, но главное, Nokia объявила об альянсе с Microsoft — шаге, от которого компания уходила все эти годы. О том, как компания переживает переходный период, с новым президентом Nokia беседовал Евгений Черешнев.
— Это очень выгодное партнерство для обеих сторон: и Nokia, и Microsoft выигрывают от этого альянса, так как открывают друг другу доступ к самым передовым технологиям. Nokia получит в свое распоряжение современную операционную систему Windows Phone 7, способную конкурировать со всеми существующими рыночными аналогами. Кроме того, Nokia получит возможность совместно с Microsoft создать уникальную экосистему, ключевыми составляющими которой будут наши сервисы, такие как навигация и карты Nokia, равно как продукты Microsoft — Office, игры и многие другие приложения. Таким образом, у нас появится успешная и конкурентоспособная экосистема нового поколения и, как результат, новые продукты.
— Верно. И у нас, и у Microsoft имеются сильные позиции в данной области. Мы планируем усиливать свою онлайн-платформу, постоянно предлагая пользователям новый контент — как для устройств на базе Symbian, так и приложения для Windows Phone 7. Потребители увидят новые девайсы, сервисы и приложения Nokia как для Symbian, так и для Windows Phone 7.
— Мы продолжаем инвестировать в Symbian. Мы уже продемонстрировали, как работает новый интерфейс Symbian, скоро появится новая процессорная технология, выйдут новые устройства на Symbian, вы увидите новые приложения на этой системе. Но Windows Phone 7 станет нашей основной платформой для будущих смартфонов Nokia. Несмотря на трансформацию, которая в настоящее время происходит в компании, мы будем продолжать работать над тем, чтобы люди продолжали пользоваться Nokia независимо от того, какая операционная система будет использоваться в наших смартфонах.
— Через некоторое время мы окончательно перейдем от Symbian к WP7. Поэтому если говорить о единой платформе для всех смартфонов, ей станет Windows — это и есть путь, что мы избрали. Но полный переход на эту систему займет определенное время. И продолжительность этого перехода будет зависеть от двух факторов. Во-первых, насколько быстро девайсы на Windows Phone 7 будут доступны во всех ценовых сегментах, так как в первую очередь эти девайсы выйдут только в сегменте hi-end, но со временем они будут представлены во всех доступных ценовых категориях. Во-вторых, конечно, потребители сыграют большую роль в процессе перехода от Symbian к WP7, так как именно потребитель определяет конкретный момент, когда он готов перейти с Symbian к WP7. Мы также будем создавать все условия для этого перехода, создавая новые сервисы, в частности для российского рынка, чтобы потребители здесь могли получить именно то, что актуально для них в конкретной стране. Кроме того, одним из главных обещаний Nokia в процессе перехода от Symbian к WP7 является последовательность такого перехода. Мы будем максимально аккуратно совершать переход от одной платформы к другой, чтобы потребителям было комфортно.
— Одним из самых больших вкладов со стороны Nokia в развитие Windows Phone 7 является знание и понимание локальной специфики. Сейчас у Nokia очень сильные позиции в России. И мы очень тщательно работаем, чтобы отвечать ожиданиям российских пользователей. Мы очень активно работаем над тем, чтобы пользователи остались довольны реализацией абсолютно всех сервисов и приложений для локальных рынков. Вы видели Windows Phone 7 и могли составить впечатление о ее работе, но вы не видели пока смартфонов Nokia Windows, которые будут поставляться в Россию. Они будут отличаться от всего, что вы видели, так как будут специально заточены под локальный рынок.
— Что касается сроков поставок первых смартфонов Windows Phone 7, то мы ожидаем существенных объемов в 2012 году. Хотя рынок оказывает давление на нас, так как уровень ожиданий очень высок, поэтому мы постараемся что-то показать уже в этом году.
Я согласен с вами, что количество приложений далеко не лучшая характеристика онлайн-магазина. Если у вас слишком много приложений, то это становится похожим на турецкий базар, где сложно что-либо понять. Вопрос не в количестве приложений, а в их качестве, в том, насколько они актуальны именно для вас. Так что здесь я абсолютно согласен с вашей позицией.
В данном случае для нас очень важно соблюсти здесь баланс, то есть, с одной стороны, должны быть комментарии пользователей по приложениям, а с другой стороны — модерация Nokia по рекомендации приложений. Необходимо отразить все точки зрения, поэтому существуют и пользовательские рейтинги, и программы, рекомендованные нами. Отвечая на ваш вопрос, я еще раз могу подтвердить, что мы намерены играть активную роль в том, что касается модерации приложений для нашего онлайн-магазина.
— Разная была реакция. Но главное не в том, какой ситуация была на момент моего прихода, а какова она сейчас. Самое главное в подобной ситуации — суметь донести до своих ключевых сотрудников причины тех или иных действий, мотивацию компании на конкретные поступки и показать четкие выгоды от реализации новой стратегии. Я не могу общаться с каждым сотрудником индивидуально, но я стараюсь: у меня много внутренних встреч, веб-конференций, я охотно слушаю все вопросы сотрудников, их идеи и, наоборот, опасения — в итоге коллектив становится сильнее. Кто-то из сотрудников смог быстро принять мое видение, кому-то для этого потребуется время. Не важно, сколько времени — час, неделю или месяц, важно то, что сотрудники получают ответы на все свои вопросы, даже самые жесткие, и понимают, что работают в компании, способной изменить мир.
— Болезнь любой крупной компании — склонность сотрудников к созданию позитивных отчетов, страх расстроить руководство. В то время как именно сбор негативного фидбэка позволяет делать продукты лучше. Nokia, если верить активности компании в социальных сетях, не исключение. Вы планируете что-то менять в данном аспекте работы компании? Разве лояльная аудитория не кладезь бесценного и бесплатного маркетинга?
— Мы получаем огромное количество отзывов о наших продуктах — от пользователей, фокус-групп и так далее. Мое мнение: нет ничего важнее, чем отзывы. Надо уметь слушать своих клиентов, пользователей, собственных инженеров и разработчиков, ибо только этими действиями можно достичь подлинного понимания своего продукта и его потенциала. Мы многое сделаем для усовершенствования системы сбора фидбэка. Я лично получаю множество сообщений от конечных пользователей и сотрудников о том, что нужно сделать лучше, и все их читаю. Наша компания всегда открыта для предложений, мнений, отзывов. Отлаженность и прозрачность этих процессов — один из столпов, на которых стоит наша компания.