Мнение эксперта: Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS
— Андрей, как Вы оцениваете объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле на сегодня?
— Данный процент оценить сложно, т.к. большинство компаний стараются не афишировать неудачные внедрения.
— Какие факторы являются основополагающими для успешного внедрения ИС?
— Наличие четкого видения результатов внедрения до его начала.
— Кто должен принимать участие в выборе ИС?
— Ключевые представители бизнес-подразделений и ИТ-подразделения.
— Существует ли процедура, четкое следование которой позволит ритейлеру сделать правильный выбор ИС? Можете ее описать вкратце?
— Главное – понимать, ради каких целей планируется внедрение. Далее следует все остальное: формирование требований к системе, анализ рынка и выбор ИС.
— На что надо обращать особое внимание при выборе партнера по внедрению ИС?
— На историю успешных внедрений партнера в схожих или равных отраслях. На рейтинг партнера среди аналогичных ему по виду деятельности фирм. Обязательным является получение независимой информации от клиентов данного партнера.
— Какова роль консалтинга при внедрении ИС? В каких случаях консалтинг нужен, а в каких – нет?
— Для внедрения ИС требуются специалисты высокой квалификации с опытом внедрения данной ИС. В большинстве случаев компания не имеет в штате достаточного числа требуемых сотрудников, нет опыта управления подобными проектами. Кроме того, как правило, требуется предварительный анализ и оптимизация существующих бизнес-процессов. Конечно, теоретически можно набрать штат сотрудников под проект, но сколько это займет времени и где гарантии, что будет достигнут результат? Работа с консультантами позволяет минимизировать риски срыва проекта и получить готовое решение в гораздо меньшие сроки. Естественно риск есть всегда, в том числе и при работе с консультантами, но в данной ситуации риски более управляемы.
— Как изменения, вызванные внедрением ИС, сказываются на работе персонала? Как быстро они адаптируются к новым условиям работы?
— В 100% случаев возникает сопротивление. Адаптация наступает через разные периоды времени, но не ранее, чем через месяц.
— Существуют ли специальные тренинги или курсы, позволяющие персоналу быстрее освоить новые правила и условия работы? В какой момент времени их надо проводить?
— Тренинги существуют. Каждый сотрудник должен пройти тренинги (они бывают различными) минимум три раза.
1. Подготовка. Проводится с целью освещения принципов работы системы, основного «функционала». Далее персоналу дается время на «переваривание» полученной информации.
2. Интенсивный тренинг, раскрывающий функциональность системы и готовящий персонал к реальной работе с ней. Непосредственно за этим тренингом следует начало тестовой эксплуатации системы.
3. Тренинг на закрепление материала, обычно проводится на момент окончания тестовой эксплуатации с целью закрепления материала и консультаций пользователей по конкретным вопросам. Пункт 3 должен периодически повторяться в процессе функционирования системы.