Более половины (58%) россиян утверждают, что из-за финансового кризиса им пришлось сократить свои расходы на одежду, обувь и аксессуары, практически столько же наших соотечественников (59%) экономят на крупных покупках для дома, а треть (32%) вынуждена сокращать расходы на продукты питания. Однако, более трети (36%) россиян с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают увеличения своих доходов в ближайшие 12 месяцев.

Результаты исследований холдинга «Ромир» в России совместно с другими независимыми исследовательскими компаниями в разных странах мира изложены в международном проекте «Всемирный барометр финансового кризиса». Третья волна исследования, проведенная с середины июня по конец июля 2009 г., показала, что все респонденты значительно сократили свои расходы на многие категории товаров и услуг. Наиболее высокий показатель по всем странам отмечен для статьи расходов «одежда/обувь/аксессуары» (54%). Чаще других о сокращении затрат на одежду и обувь говорили мексиканцы (80%) и японцы (71%), а реже всего жители Нидерландов (28%). Сокращение трат на крупные покупки актуальнее всего для граждан Исландии (74%) и опять же Мексики (68%). В этих же странах самая высокая доля респондентов, вынужденных экономить на продуктах питания (62% и 75% соответственно).

Доли респондентов, сокративших расходы на перечисленные категории товаров:

Россияне на этом фоне выглядят неплохо, — их сокращения расходов по некоторым из категорий, если слегка и превышают международные показатели, то незначительно.

По результатам опроса относительно личных финансовых перспектив, Россия и вовсе вошла в пятерку наиболее оптимистично настроенных стран. Доля респондентов, которые полагают, что их материальное благосостояние в ближайшем году улучшится (36%), в нашей стране хоть и незначительно, но все же больше, чем процент тех, кто считает, что их финансовое положение останется прежним (33%) и значимо больше, чем доля тех, кто считает, что оно ухудшится (24%).

Из всех стран-участников опроса, бóльшим оптимизмом могут похвастаться только жители Саудовской Аравии, где половина (50%) граждан уверены в грядущем росте своего материального благополучия и лишь 11% считают, что оно ухудшится. Жители Бразилии и Китая оказались практически солидарны с россиянами в степени оптимизма. Доли респондентов, считающих, что их доходы в ближайшей перспективе возрастут в этих странах 37% и 36% соответственно. Однако, процент пессимистично настроенных граждан, полагающих, что их доходы в ближайшие 12 месяцев снизятся, в России все еще больше, чем в Бразилии (20%) и Китае (13%).

Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, в ближайшие 12 месяцев доходы вашей семьи возрастут, останутся прежними или снизятся?» по странам, %

Если проанализировать результаты всех трех волн данного исследования, то можно отметить, что ожидания респондентов по доходам, в целом не сильно изменились с начала проекта. Однако на уровне стран, с марта, можно отметить некоторую динамику.

Например, в первые месяцы кризиса, респонденты из стран БРИК были настроены наиболее оптимистично по поводу своих личных финансовых перспектив, но уже в ходе третьей волны исследования у них произошел некоторый спад оптимизма. Жители Японии отличились пессимистичным настроем на протяжении всех трех волн исследования – в среднем 48% из них полагают, что их доходы в ближайшие 12 месяцев снизятся.

В Китае и России отмечен самый значительный по сравнению с мартовскими показателями спад пессимизма – число респондентов, считающих, что их доходы уменьшатся, снизилось в этих странах на 15% и 19% соответственно.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments