Вещевые рынки на территории России до сих пор не побеждены, исследования доказывают, что 46% россиян покупают одежду на открытых рынках. В Москве и других крупных городах, где этот вид розницы практически исчез, больше 30% покупок совершается в торговых павильонах. Как правило, они располагаются близ станций метро и в подземных переходах, торгуют турецким и корейским ширпотребом. Маржа таких точек высока. Наценка на товар здесь часто достигает 300%, а плата за аренду и работу продавцов сравнительно небольшая — можно уложиться в 60 000-80 000 в месяц.
Более цивилизованные форматы — магазины в торговом центре, моно- или мультибрендовые бутики, шоу-румы на первых этажах жилых зданий и в пространствах вроде дизайн-завода "Флакон" — как правило, менее доходны. Владельцам таких точек придётся вложиться в ремонт, нанять компетентных и доброжелательных продавцов, больше внимания уделять ассортименту. При удачном позиционировании хорошей локации, маржа таких магазинов может достигать 20%.
Помещение
Небольшие одёжные магазины обычно размещают в помещениях от 15 м2 до 50 м2, последний вариант предлагают обычно торговые центры. Аренда павильон на 25 м2 может обходиться в 40 000-60 000 в месяц (может и дороже, в зависимости от метража и месторасположения). Столько же попросят в ТЦ из спальных районах, например в "Щуке". Торговые центры хорошего уровня ("Капитолий", "Золотой Вавилон") сдают помещения по цене 100 000-150 000 рублей в месяц (может быть выше в зависимости от расположения павильона внутри ТЦ), моллы ещё более высокого класса, такие как "Атриум", "Европейский", могут назначить куда более высокую цену за вход. Кроме того, многие арендаторы рассказывают о том, что недобросовестные менеджеры по сдаче площадей в аренду часто вымогают взятки, сопоставимые с месячной стоимостью аренды — за заключение договора.
Не забывайте о том, что вам понадобится склад для ещё не распроданного товара. Вы можете оборудовать его в том же помещении, что и торговая точка (тогда есть смысл разделить метраж пополам), а можете арендовать склад отдельно. Второй вариант дешевле, но у вас не будет возможности показать клиенту весь ассортимент.
Прежде чем снимать помещение, попробуйте самостоятельно оценить его проходимость — понаблюдайте за местом несколько дней. Посмотрите, сколько человек заходит в соседние магазины, сколько из них уходит с покупкой, как ведут себя покупатели в магазине с похожей концепцией недалеко от выбранной вами локации.
Документы
Вам потребуется зарегистрировать ИП или ООО. Для открытия предприятия розничной торговли понадобится разрешение от пожарной инспекции и Роспотребнадзора. Администрация торгового центра возьмёт хлопоты о получении бумаг на себя.
До 2010 года на одежду требовалось получение гигиенических сертификатов, теперь достаточно оформить декларацию соответствия. Этот документ нужно запросить у поставщика одежды.
Ремонт
Обычно торговая площадь используется постоянно и большого ремонта не требует. Велик шанс, что предыдущие съёмщики оставили коммуникации в порядке, и вам достаточно сделать лишь небольшой косметический ремонт, а также вложиться в оформление магазина в своём стиле.
Другие расходы
Персонал
Хорошие продавцы — половина успеха, поэтому к поиску сотрудников следует отнестись серьёзно. Обычно с продавцами заключают контракт на небольшой оклад — около 20 000 рублей в месяц — и бонус с продаж. Количество продавцов зависит от загруженности вашего магазина. Обычно на 50 м2 работают два продавца-консультанта, на период распродаж вы можете расширить штат.
Оборудование и товар
В магазине должны использоваться разные типы вешалок и стеллажей. Во-первых, это поможет сэкономить пространство, во-вторых, разнообразит и украсит выкладку. В-третьих, поможет вам лучше разраничить зоны, например, на круглой вешалке в центре зала могут висеть вещи с сезонной скидкой, а новая коллекция может встречать посетителей у входа. Вешалки варьируются не только по форме, но и по цене — от 1500 до 6 000 рублей и дороже в случае, если вы производите их на заказ. Цена стеллажей колеблется примерно в том же диапазоне.
Закупка товара — то, о чём стоит подумать даже раньше, чем вы начнёте искать помещение. Необходимо достичь потенциальных договорённостей с поставщиком и закрепить их документально. Заказывайте коллекцию с запасом по сезону. Если на дворе лето — закупайтесь осенними вещами, открытие может затянуться, а ассортимент из гипюровых кофточек в ноябре останется лежать на складе. На закупку ассортимента уходит до 50% первоначальных вложений. Сэкономить на затратах можно, если договориться с поставщиками о том, что вы возьмёте вещи на реализацию, заплатите небольшой (треть стоимости) аванс и рассчитаетесь окончательно после продажи всей партии.
Ещё один вариант — работать по принципу шоу-рума — подойдёт, если вы хорошо знакомы с молодыми и перспективными дизайнерами (впрочем, вы можете сделать шоу-рум для сотент интернет-магазинов, которые сами производят толстовки и футболки с весёлыми принтами). Каждому производителю одежды или продавцу товаров через интернет нужно представительство в офлайне, куда покупатель может прийти, пощупать выбранные вещи, забрать заказ, примерить что-то и т.п. Шоу-рум как правило сдаёт в аренду корнеры, то есть ведёт себя как маленький молл. Как правило, за счёт арендаторов шоу-румы отбивают аренду, а зарабатывают на продаже собственных коллекций.
Дополняйте ассортимент различными мелочами: аксессуарами, головными уборами, солнечными очками. размещайте их у кассы. Они не займут много места, но увеличат средний чек.
Продвижение
Заметная вывеска, флаеры у метро помогут привлечь посетителей. Используйте локальные рекламные носители — телевидение в маршрутках, районные газеты и блоги (попробуйте попасть в них бесплатно, предложите опубликовать новость о вашем открытии), а также таргетированный промоушн в социальных сетях.