Ведущие пивоваренные концерны Японии планируют экспансию на другие континенты. «Наше пиво очень популярно в Японии. Теперь мы хотим продвинуть свой бренд и за рубеж, используя на первых порах японскую диаспору в разных государствах мира», — заявил Handelsblatt Сэндзи Миякэ, глава группы компаний Kirin, которая является лидером японского рынка. Аналогичные планы и у второй по величине компании — Suntory.
Основным полем боя за новых клиентов для японских пивоваров должны стать развивающиеся страны. Подобная экспансия требует значительных инвестиций, поэтому Suntory планирует уже в конце июня провести IPO подразделения безалкогольных напитков. Компания рассчитывает выручить 3,8 млрд евро. Уже известно, что для развития своего пивного бизнеса Suntory отправится за покупками в Юго-Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку. Впрочем, по мнению экспертов, после падения курсов индекса Nikkei на минувшей неделе момент выхода Suntory на биржу представляется отнюдь не самым благоприятным.
Kirin следовать стратегии Suntory пока не собирается. Два года назад компания уже инвестировала 1,8 млрд евро в Бразилии и теперь делает ставку на органический рост на основных рынках Азии и Южной Америки. К ним относится и Австралия, где Kirin является вторым по силе брендом после Foster’s. При этом г-н Миякэ признает, что предстоящее IPO подразделения безалкогольных напитков его конкурента Suntory на какое-то время отвлечет внимание потенциальных инвесторов. «Для дальнейшего профилирования нашего бренда придется рассчитывать в основном на собственные силы», — отметил глава Kirin, имея в виду применение японских технологий для улучшения купленных концерном зарубежных марок пива. Кроме того, г-н Миякэ хочет обосноваться и на рынке безалкогольных напитков. У себя на родине Kirin уже успешно продает кока-колу под брендом Mets. Новых клиентов привлекают обещанием, что напиток этот поможет им похудеть, избавившись от ненавистных жировых отложений. Маркетологи Kirin утверждают, что запивать такие любимые на Западе бургеры и обжаренный во фритюре картофель лучше всего именно их кока-колой Mets.
В настоящее время лидером японского рынка с показателем выручки 2,2 трлн иен (17,5 млрд евро) является Kirin, совсем немного отстает от него Suntory (1,9 трлн иен), а третье место занимает концерн Asahi. Более 25% своей выручки Kirin уже зарабатывает за пределами Японии. Однако не все аналитики считают бизнес-стратегию этого концерна идеальной. «В отличие от Кirin и других конкурентов группа Suntory успешнее в покупках за рубежом», — цитирует Bloomberg аналитиков исследовательской компании Inryosoken.
Стремление японских производителей осваивать зарубежные рынки г-н Миякэ объясняет тем, что «японский рынок слишком мал и перенасыщен, а показатель рентабельности здесь просто плачевный». По мнению топ-менеджера, особенно нуждается в консолидации сегмент безалкогольных напитков. Цели здесь у Kirin весьма скромные. «Мы хотим, чтобы нас как минимум не поглотили», — признается г-н Миякэ.