Из-за кризиса 40% россиянок сократили покупку одежды и 7% откладывают покупку новых вещей до лучших времен, говорится в исследовании компании Nielsen.
Однако одеваться в России по-прежнему любят, хотя вряд ли российских покупательниц можно назвать жертвами моды: они скорее практичны и выборочно относятся к тому, какому тренду следовать. Ультрамодные тенденции готовы сразу подхватить лишь 8% россиянок. Из трендов наступившего сезона проактивным российским модницам пришлись по сердцу отдельные детали стиля 80-х, – например, металлическая отделка — заклепки и молнии. Но новая линия плеч и брюки-бананы пока не прижились.
Исследование Nielsen «Восприятие модных тенденций в России», посвященное отношению российских покупательниц к моде и покупке одежды, было проведено в начале сентября 2009 г. среди девушек и женщин 18-44 лет в семи крупнейших мегаполисах России, чтобы выяснить, как сегодня россиянки выбирают одежду, что и кто влияет на этот выбор, как потребители воспринимают современные модные тенденции, и легко ли российским женщинам расстаться с докризисными покупательскими привычками.
Результаты исследования Nielsen показывают, что кризис заставил многих покупательниц изменить свой подход к обновлению гардероба. 40% респонденток сообщили, что стали покупать меньше одежды. Однако лишь 7% были вынуждены решительно отложить покупки до лучших времен. Каждая вторая покупательница стала более внимательно относиться к различным скидкам и распродажам, и каждая четвертая стала покупать более доступные марки и модели.
Несмотря на то, что практически каждая вторая россиянка была вынуждена изменить свои покупательские привычки, повод для оптимизма остается. Согласно глобальному онлайн исследованию Nielsen, проведенному в 28 странах мира, Россия занимает первое место по числу потребителей, готовых тратить свободные средства (оставшиеся после основных расходов на проживание) на покупку одежды. Причем, если с октября 2008 г. по апрель 2009 г. их число существенно сократилось, то в течение лета дальнейшего ухудшения показателей не произошло и наметилась тенденция к росту.
Как показало исследование Nielsen, в целом российские покупательницы достаточно сдержанно относятся к моде, и это при том, что онлайн опрос Nielsen проводился среди относительно молодой и активной группы респондентов (возраст в данном исследовании был ограничен 44 годами).
Более половины участниц исследования утверждают, что мода мало влияет на их выбор одежды, и они скорее руководствуются удобством, привычкой и личными предпочтениями. Основные источники информации о моде для потребителей – модные журналы, одежда, которая продается в магазинах, и то, как одеты люди на улицах.
Интересно, что роль знаменитостей, подруг и знакомых относительно невелика, даже в самой молодой группе. 28% опрошенных женщин сообщили, что ориентируются в своем выборе в том числе и на стиль знаменитостей, 23% — следуют за выбором подруг и знакомых. Для сравнения, на модные журналы полагаются 59% женщин.
Впрочем, значительная часть потребительниц (около 40%) следит за модой и старается ей следовать, хотя и избегает ультра-модных вещей. При этом модницы, или новаторы – те, кто внимательно следит за модой и покупает ультра-модные вещи одними из первых, а также те, кто покупает модные вещи сразу, как только их начинают носить другие – ранние последователи, оказались в меньшинстве – 3% и 5% соответственно.
Интересно, что разница между тем, как новое и модное воспринимается разными возрастными аудиториями, оказалась меньше, чем можно было бы ожидать. Если в возрасте 35-44 лет доля новаторов и ранних последователей составляет 6%, то в возрасте 18-24 – 12%.
Специалисты Nielsen предложили потребителям ответить на вопрос о том, какие вещи они обычно надевают, когда выходят из дома, и получили следующие результаты:
Из 10 раз среднестатистическая женщина надевает платье – 1 раз, юбку – 2 раза, брюки – 7 раз. При этом 35% практически не носят платья, 20% избегают юбок, и только 1% не носит брюки или джинсы.
Если говорить о типичном стиле одежды, то: из 10 раз среднестатистическая женщина выберет строгий деловой стиль – 2 раза, а свободный или спортивный стиль – 5 раз.
Самыми модными цветами одежды потребители считают цвета пастельной гаммы (30%), черный (25%) и яркие/неоновые цвета (20%). Следует отметить, что женщины 35-44 лет считают наиболее модными пастельную гамму и черный цвет, а женщины 18-24 лет — яркие/неоновые цвета и темную гамму. Блестящие ткани, претендующие на право называться модной тенденцией в наступающем сезоне, назвали в числе модных тенденций только 15% женщин.
Одежду с графическими / абстрактными и размытыми рисунками / цветовыми переходами потребители не только считают модными, но и любят. В то время как клетка и крупные цветы / орнаменты, хотя и воспринимаются покупательницами как остромодные, нравятся им меньше. Безусловным лидером остается одежда однотонных расцветок – половине опрошенных нравится именно такая одежда. Леопардовый рисунок, также отмеченный модными журналами в числе актуальных трендов, считают модным только около 10% женщин.
Из элементов одежды, которые российские покупательницы считают модными, лидером на данный момент являются леггинсы и одежда с металлической отделкой (например, заклепки, молнии) – около 50% потребителей уже или носят такую одежду, или не отвергают возможность ее покупки.
При этом леггинсы уже носит значительное число потребительниц, что может быть связано как с популярностью этого вида одежды, так и с тем фактом, что это уже относительно давний тренд, переходящий из предыдущих сезонов. Аутсайдером пока выступает новая линия плеч (а-ля 80-е). Этот тренд появился относительно недавно, и, возможно, еще не успел стать привычным для большинства потребительниц.