Александр Кравцов в первую очередь ассоциируется с "Экспедицией". Он ее основатель. Он еще и организатор гонки "Экспедиция-Трофи", кругосветки Expedition Around the World, Академии предпринимательства, Бизнес Серфинг Школы и "Руян Инвест Клуба". В свое время был совладельцем брендов "Раптор" и "Москитол", средств против комаров. В этом же году он решил заняться сбором комаров — в небольших масштабах. Насекомых отправят в его ресторан "Экспедиция" — для максимальной аутентичности.

Есть еще многое, о чем не рассказал

— У вас репутация рассказчика, вы популярны у журналистов. Нет ощущения, что "я сто раз об этом рассказывал"?

— Ощущения, что "все сказал" точно нет. Я окружен интересными людьми и они не перестанут фонтанировать идеями. Они обязательно накануне откуда‑то вернулись и что‑то интересное из поездки привезли, каждый день возникает новый, как сейчас принято говорить, контент.

— Ваша бизнес-модель строится на этих контактах и обмене мнениями?

— Я не провожу границу между работой и отдыхом, личной жизнью. Это, скорее всего — жизненный запал. Поддерживать его можно и нужно. Он идет по синусоиде, бывают, безусловно, и просадки. Часто они связаны с травмами. В апреле этого года будет пять лет, как я упал с 60‑метрового обрыва. За прошедший месяц было четыре травмы. На победителях раны затягиваются быстрее — надо жить с этой мыслью.

— У каждого победителя бывает свое "Ватерлоо". У вас таких поражений было много?

— Я их не скрываю. Первое, что приходит на ум — мучительный разрыв с одним из акционеров, бывшим другом. Деньги можно снова заработать, компанию восстановить, а вот преданную дружбу не реанимировать.

Совет тем, кто ищет нишу: Листайте топ мировых франшиз. Зачем открывать тысячную кофейню, если у нас совсем не представлен формат "пей и рисуй" из десятки лучших в США? Это небольшие бары с 30 мольбертами внутри. Люди приходят, берут бокал вина и рисуют. Фантастика! И окупится быстро.

— Как вы выбираете партнеров?

— Мы никогда не будем партнериться с социально опасным бизнесом, вступать в содружество с теми, чья бизнес-идеология противоречит нашей, что вредит экологии и т. д. Нет цели заработать миллиард миллиардов, улететь на Бали, оставив после себя выжженную землю. Есть цель — кайфовать в процессе работы, быть с теми, с кем хочется быть и заниматься тем, от чего "торкает". И не быть с теми, с кем не хочется пересекаться.

— Кто-то из наших олигархов сказал: после первого миллиарда друзей нет.

— Я не знаю ни одного из наших миллиардеров, кто бы этот миллиард именно заработал — в моем понимании этого слова. Административный ресурс, механизм откатов — базис может быть каким угодно. Мне нравится цитата, кажется, Алекперова, смысл которой — из всего состояния только первый миллион твой, остальное надо потратить на добрые дела. Мне эта позиция близка. Мы как группа имеем бизнес-проекты и в гуманитарные истории инвестируем очень много. В добрых делах нет "потолка".

Про любовь к конкурентам

— Есть среди бизнесменов те, кто придумывает идеи, вызывающие у вас восхищение: "Елки, почему это придумал не я?".

— Безусловно, есть! В Москве это Артем Агабеков, "Фабрика окон", Вадим Лобов, "Синергия". И очень много таких по России. Значительная часть этих людей дружит между собой. У нас есть магазин "Фактория" с продукцией ремесленников. Они во многом лучшие — по резьбе на кости, по пошиву шуб из соболя. Мы обожаем с ними общаться.

Один человек из Нижнекамска придумал красивый нож с рукояткой в виде меча, а потом уже я додумал, что ложка для обуви похожа на нож. И почему бы не сделать ложку для дорогих домов (есть такое направление в бизнесе — аксессуары для таких домов) с рукояткой в виде катаны. Я не автор идеи. Но я сгенерировал ее, отталкиваясь от идеи того бизнесмена.

— А нож-шестигранник для открывания купе пошел? Сувенир получался с "криминальным характером".

— Сначала плохо пошел, но партнеры его доработали. В итоге мы передали им права.

— Продавали этот нож, как и задумывали, — с шапочками-"фантомасками"?

— Мы живем в непростое время. Когда случилась Болотная, большинство фото оттуда были с людьми в "фантомасках" (шапочки с прорезями для глаз — примеч. ред.) и с нашим мегафоном-"оралом". Был рекордный всплеск продаж. А я на "орале" утвердил надпись "Для спортивных мероприятий и организаций восстаний". Пошутил. Предсказать Болотную я не мог. И когда пошли фото с площади, схватился за голову. И надпись про восстания убрал. С государством мы не воюем, это принципиальный момент. Мы вне политики.

Еда в подарок

— А что сейчас в лидерах продаж?

— Кулинария. Наш конек — магазин продуктов "Таежное зимовье". Рынок подарков сместился в сторону еды. Экология становится мейнстримом. Из поездок раньше везли ненужные магнитики, теперь — сыр и вино. Мы не смотрели в сторону фермерства, там все толкаются и конкурируют. А вот в сфере дикорастущих, водоплавающих и дикобегающих продуктов питания мы вне конкуренции.

— Но как при этом принять тот факт, что у "Экспедиции" много одноразовых подарков, очень недружественных экологии? Потенциальный мусор и перевод ресурсов.

— Есть несколько ответов. Все думают, что мы одна компания. А мы — синдикат самостоятельных предприятий. Первые лица которых достаточно автономны. Сегодняшний ассортимент не может сгенерировать один человек. Это продукты разных мировоззрений. Иногда принт, картинка или фраза значительно интереснее, чем сам продукт. И лучше продается именно это.

Продуктом может быть футболка, фляжка, коробок. На футболках у нас за всю историю напечатано более 300 надписей. За некоторые мне, откровенно, стыдно. Мы стараемся соблюдать баланс между понравившимися надписями и теми, которые не особо нравятся, но у них коммерческий потенциал. И только у малого процента надписей и то, и другое совпадает. Самая удачная, на мой взгляд, надпись "Только за самые безнадежные дела стоит по‑настоящему сражаться" — моя по духу и коммерчески успешная. Не нашла коммерческого отклика любимая "Таран — оружие героев", из продажи футболки вывели, но надпись осталась на моей машине.

Про командный дух

— Вы практикуете коллективные выезды — тренинги, совещания. Но ведь проверено: хочешь поссориться с другом — съезди с ним в отпуск. Ваши кругосветки — это объединяющий фактор?

— Это катализатор. "Нашему" человеку эта поездка поможет быстрее стать одним из нас, чужого оттолкнет. Мы не ездим вместе отдыхать. У каждой экспедиции своя цель. В мае вот поедем в Руян-город. И на Белое море — за корягами. Руян — наш социальный проект (подробности на сайте ruyan-gorod.ru — примеч. ред.). А на Белое море едем "охотиться за корягами" для первого в мире фестиваля коряг.

Мы познакомились на Алтае с Александром Парфеновым, он 25-кратный чемпион мира по резьбе по дереву, камню и льду. Будем популяризировать это направление с помощью фестиваля. Нам нужно много красивых, "породистых" коряг. Мастера будут резать из того материала, что мы привезем с Белого моря. Одну мы привезли с Черного моря (куда‑то убегает и возвращается с увесистой корягой — примеч. ред.). Это единственная, что досталась ресторану, остальные увезли в креатив-парк "Экспедиция" (в 45 километрах от Москвы по Ярославке), где и пройдет фестиваль.

Нас копируют? ну и пусть! Пытаются многие, мало у кого получается. Причина в людях. Я знаю больше десятка абсолютно точных клонов "Экспедиции" — от меню до плейлиста. Но "не взлетает вертолет". Есть только один удачный пример в Тюмени. Но там великий ресторатор Лариса Невидайло!

— С какой целью вы ведете Фейсбук?

— Я одним из первых предпринимателей завел фейсбук. Хотя не люблю набивать текст, пишу от руки, фотографирую и отправляю редактору. Своим блогом я подтолкнул коллег к созданию общего информационного поля. И частично результатом этого стал форум "100 успешных романтиков".

В мае-июне открою Youtube-канал. В идеале, если договоримся, создадим канал, где у каждого предпринимателя будет своя программа. Информационное поле, которое создают центральные СМИ и ТВ, меня не устраивает. В интернете много шума и тумана. Надо этот туман немного разогнать, предложив качественный контент. Это альтруистическая цель. А вторая цель — корыстная. После книги "Бизнес как экспедиция" у меня нет времени на вторую. Посты в Фейсбуке — черновики будущей книги.


О литературе и мечте

— Кстати, как оцениваете перспективу рынка бизнес-беллетристики?

— Моя книга "выстрелила", потому что она была не только про бизнес. Там было много личного. Как и с форумом "100 успешных романтиков" — там каждый может присоединиться к проекту и внести свою лепту. И наши встречи в рамках форума — тоже "не про бизнес". Этот проект придумал молодой по возрасту, но очень опытный в бизнесе Вениамин Кизеев. Там нет прямого входа с рынка, нет оплаченных спикеров. И цена билета — популярность спикера в бизнес-среде, востребованность его информканалов.

Сперва хотели установить планку — 100 тысяч подписчиков. Мы получали заявки от потенциальных спикеров, ролики которых просмотрело 15 миллионов (!) человек. Сначала думали, что партнеров будет человек шесть и это будет разовое мероприятие. Но 11‑12 июня проводим уже второй форум силами 20 партнеров. Мы рады, что в стране есть много городов, где партнер форума "100 успешных романтиков" является ведущим предпринимателем, лидером мнений. Так мы создаем сеть по стране, поддерживаем проекты друг друга.

Маяковский против безумцев

— А много сумасшедших на вас выходит, пытаясь продвинуть свои идеи?

— Постоянно. Но мы выработали свою тактику. Мы отработали два форума "Селигер" — еще до того, как он стал политическим. Через нас там прошло 35 тысяч человек. Пара тысяч откровенно пограничных случаев. А еще с десяток тысяч стартаперов. Мы такие проекты про себя называем "финиш даун".

У нас есть гениальный топ-менеджер Василь Газизуллин. Он в какой‑то момент, выслушивая просьбу профинансировать очевидно бредовую идею, запрыгнул на стул, и подражая Маяковскому, прочитал одно его очень одиозное, непечатное стихотворение. Начинается оно со слов "Вы любите розы?" и заканчивается "Стране нужны паровозы, стране нужен металл!". Просители после этого растворились. Так вот это у нас теперь своеобразный пароль: "Василь, читай Маяковского!". Последний раз "читали Маяковского", когда нам предложили профинансировать в Волгограде кладбище домашних животных.

Я придерживаюсь тактики: "Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя, дети все равно будут похожи на вас".

— Как вы увольняете людей?

— Мы не увольняем, мы "эвакуируем". Довольно редко, кстати. В ресторане средний стаж работы — 7 лет. И был бы длиннее, если бы девушки не уходили в декрет. "Эвакуируем" после коллективного решения. И всегда объясняем человеку: возможно, это лучшее, что на данном этапе с ним происходит — есть шанс выбрать более интересную дорогу.

Бывают и тяжелые случаи. Решение сегодняшнего утра — мы поняли, что новый сотрудник "не наш". Решили расстаться до истечения испытательного срока. Но на выходных, еще до того, как мы озвучили это решение, человека забрала "скорая", он сейчас проходит обследование с подозрением на серьезное заболевание. Уволить в такой ситуации — не этично. Но это сигнал для него, что с судьбой что-то не в порядке. Приняли решение выплатить ему приличную компенсацию, чтобы на время обследования он не думал, на что жить и кормить семью.

"Вы дураки" — хорошая оценка

— Какой проект сейчас запускаете?

— Мы никогда не занимались спортивными проектами, но сейчас запускаем FootgolfTime — нам все говорят, что мы дураки, что проект не пойдет. Но мы уже заявили команду к участию в международном чемпионате в сентябре.

— Настойчивые…

— Настойчивость и отвага в продвижении нужны. Но непременное условие — идея должна отвечать трендам, которые уже есть, но их не все видят. И нужен человек, который в это неистово верит. FootgolfTime мы будем развивать по системе франшизы. У нас говорят, что ничто в "Экспедиции" не является таким живучим, как то, что выросло вопреки воле Кравцова. И это правда. Но есть и такие проекты, которые я инициировал, а они потом прирастали коллективными идеями.

В итоге к ресторану, например, как ракушки к кораблю, прилипли магазины продуктов и снаряжения, банный комплекс. А есть проекты, которые корректирует еще и геополитическая ситуация. Например, бренд "Наша Аляска" был интересно продуман, с путешествием по Лене, системой краудфандинга, рестораном с аутентичной кухней. Дата открытия совпала с днем референдума в Крыму. А потом на Прямой линии Путин на предложение одной пенсионерки присоединить Аляску, сказал, что та России не нужна. А так как мы вне политики, проект свернули…

Об удаче: Стечение обстоятельств это и есть промысел Божий. Но я все‑таки больше верю в людей, которые стоят за каждым проектом.

— Сильно расстраиваетесь, когда дело "прогорает"?

— Когда мы теряем предприятие, мы теряем время, которое инвестировали в него и людей. И это крайне болезненно. А к потере денег я, безусловно, отношусь плохо, но не так критично.

— А вы с кризисом отошли от модели, что компания за год должна удвоить прибыль, иначе закроете?

— Мы пересмотрели многие модели. В том числе и с импортом товаров из‑за рубежа. Лет двенадцать назад я был против российских производств. На старте нулевых я считал, что чем больше я разорю отечественных производителей, которые переводят отличное природное сырье на плохие товары, тем лучше для экологии.

Когда твоя себестоимость выше, чем у китайцев розница, вряд ли стоит тратить ресурсы. Сейчас понимаю, что был не прав. В России немного хороших производств, но конкурентоспособность товаров повысилась. В первую очередь, продуктов. Появились отличные швейные производства. Растет конкуренция и в сфере работы с металлом. А еще тот же Касперский рекламирует услуги по информационной безопасности на китайском телевидении и прекрасно себя чувствует.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments