Генеральный директор Ozon Group Дэнни Перекальски рассказал о планах компании во всех городах присутствия "ДК" и сроках, когда торговля даже в глубинке полностью уйдет в онлайн.

— Дэнни, как вам Челябинск?

— Мы пока успели только доехать из аэропорта до гостиницы на берегу Смолино, и оставить там свои чемоданы. Прекрасное место, мы чувствуем себя так, как будто где-то за границей находимся. Вода в озере теплая?

— Да, но она не очень чистая…

— Жаль! А то уже хотели искупаться, значит, не будем (смеется). Если честно, я не первый раз в Челябинске, а, наверно, где-то десятый. Когда работал в "Дикси", приезжал сюда часто, минимум два раза в год. Сегодня повезло с погодой, а раньше всегда город был серый, дождь все время шел какой-то. Может быть, просто в августе никогда раньше не был.

Мой бизнес-опыт в Челябинске тоже пока связан больше с "Дикси". Конкуренция у ритейлеров здесь очень большая. Помню, боролись и с "Магнитом", и с "Пятерочкой". "Красное и белое" есть еще. Это местная компания, челябинская гордость. У вас город развивается очень быстро, магазины пять лет назад были совсем другими. Все улучшаются для покупателей. Так и надо: каждый день меняться к лучшему.

— А как оцениваете Южный Урал в качестве главы Ozon Group?

— Из-за большой конкуренции в Челябинск и инвестировать надо больше, чем в другие города, но зато и отдача больше. Он в приоритете сейчас у всех, но с Ozon мы сейчас только начинаем развивать этот регион. В апреле открыли склад в Екатеринбурге площадью почти в 7 тыс. кв. м., вложились в развитие доставки. Теперь можно до 15 часов сделать заказ в Челябинске, а завтра уже его получить. И это большие новости, это уже современный уровень. Мы уже видим рост заказов, но это только начало. Через год будет интересно оценивать: как мы развиваемся в этом регионе, когда инвестируем больше.

— В Челябинске склад не планируете строить?

— Планируем, но не в ближайшие два года. Если мы можем делать доставку на следующий день — это нас очень устраивает. Через несколько лет, когда объем заказов вырастет и нужно будет сокращать сроки, — тогда вполне возможно. Но будем смотреть потребность покупателей, будем смотреть, что они от нас ждут. Надо вместе развиваться, шаг за шагом.

— Сколько людей сейчас работает на компанию в нашем городе?

— Собственных сотрудников всего трое. Один курьер, и двое работают в единственном нашем пункте выдачи. Остальные 23 пункта, доставка — это партнеры. При этом в месяц мы получаем и выполняем несколько тысяч заказов.

Кстати, о партнерах. Сегодня около 100 компаний продают свои товары через наш сайт. Это, то, что мы сами не продаем. Например, крупногабаритная бытовая техника, свежая еда, ювелирные изделия, мебель, шины. И я хочу пригласить челябинские локальные компании, малые или средние он-лайн магазины к сотрудничеству.

— "Деловой квартал" помимо Екатеринбурга и Челябинска есть еще в Новосибирске, Красноярке, Ростове-на-дону, Казани, Нижнем Новгороде. В этих городах у Ozon какие планы?

— Все города, которые вы назвали, кроме Красноярска, в нашем фокусе ближайших планов по развитию доставки. В Казани в мае этого года мы открыли склад площадью 3400 квадратных метров, в сентябре будет официальное открытие. На Юге хотим в следующем году склад а-ля Екатеринбург. Пока не известно, где именно в Ростове или Краснодаре, сейчас как раз выбираем. В Новосибирске склад появится в 2018-2019 году. Красноярск тоже интересен, но там будем развиваться чуть позже, следующим этапом.

— Давайте поговорим о бизнесе интернет-магазинов в целом. На чем больше всего зарабатывает ваша компания?

— На перепродаже, как любой магазин. У нас 4 млн товаров, и у всех разная маржа. Если мы видим, что рынок не позволяет делать маржу 20%, то мы делаем 10%. И часть товаров продается даже в минус, это наши вложения в лояльность покупателя. Основная часть каталога приносит небольшую прибыль, еще какая-то часть — сверхприбыль. Антиквариат, например, более прибыльный, электроника — менее. Все остальное — между ними. Если товар очень популярен, то маржа, конечно, меньше. Но есть, например, уникальные гаджеты, которые можно купить только у нас, и на которых мы тоже хорошо зарабатываем.

— Структура потребления с годами меняется?

— Ozon начинался как книжный интернет-магазин, но сейчас книги уже отошли на второе место, на первом — электроника. Потом идут товары для дома, товары для детей, косметика, спорт, продукты питания, корма для животных, одежда. Постоянные покупатели каждый год покупают все  больше категорий товаров. Если кто-то с нами 5 лет, то в среднем покупает уже в 9 категориях.

— У челябинцев есть какие-то уникальные предпочтения?

— В целом, по категориям тренды совпадают: товары для животных, электроника. Конечно, есть свои особенности. Топ-5 товаров это книги, IPad, чай Basilur и печенья для кошек. Не спрашивайте, с чем это связано. Может быть, вкус у кошек в Челябинске чуть-чуть другой, чем у кошек Екатеринбурга или Москвы.

— Конкуренция на рынке большая?

— Очень большая. Существуют десятки тысяч интернет-магазинов, каждый из нас имеет только 2-3% всего электронного рынка. Правда, таких крупных, которые бы продавали 4 млн товаров по всем категориям, сегодня нет. Только специализированные: электроника, одежда. Китайцы продают все, но только из своей страны. Через год-два, максимум три, конечно, будет происходить укрупнение. Но мы все еще очень далеко до этого.

Думаю, не ошибаюсь, во всяком случае не нашел другой пример, но на рынке доставки товаров B2C мы в стране вторые после Почты России. В он-лайне по количеству B2C-заказов мы первые. Закрываем 30% населения РФ.

— А к какой доле стремитесь? Как глубоко хотите проникнуть?

— Идеальная модель — каждому человеку будет максимум 10 минут пешком до пункта выдачи. Курьером можно будет самое позднее завтра получить товар и при этом выбрать трехчасовые слоты: 9-12, 12-15 и т. д. В Москве мы так уже работаем. А если до 12 часов заказываешь — уже сегодня привезем.

Склады будут все больше и больше, будем расширяться. Будем наращивать присутствие в регионах, малых городах. Пока это не везде выгодно, но через какое-то время — вполне. Сейчас объем интернет-заказов в общем объеме покупок это всего 3,5%, но онлайн-коммерция будет расти на 25% в год. И через какое-то время произойдет ускорение, люди начнут привыкать покупать по сети. Это как когда-то только появился факс и е-мейл, но потом стал привычным для всех.

Дело даже не в технологиях, это просто удобно. Вернуться назад будет невозможно. Например, для моих детей что-то купить в офф-лайн магазине — это уже adventure, интертеймент. Что-то разовое можно там приобрести, но не товары ежедневного спроса.

Следующее поколение, их дети уже точно полностью перейдут в он-лайн. Это случится примерно лет через 20-40.

Конечно, в регионах, малых городах, глубинке проникновение интернета, и все эти процессы идут помедленней. Отставание от столицы есть, но оно максимум в 3-5 лет. И эти сроки тоже все время сокращаются.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments