Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли России Александр Иванов — о том, как пять лет борьбы отечественного сетевого ретейла с посылками из иностранных интернет-магазинов привели к тому, что к концу 2016 года рынок оказался на грани драматических изменений.
Были ли для этой борьбы хоть какие-то основания? Пожалуй, нет. Дала бы победа в этой борьбе хоть какие-то преимущества нашим продавцам гаджетов? Очень сомнительно. Во всяком случае, сегодня львиную долю международного посылочного трафика составляют проводочки-чехольчики со средним чеком на покупку около 15 долларов и средним весом, неумолимо стремящимся к 50 (!) граммам (для сравнения: средний вес обычного письма — 20 граммов).
Может быть, стоит упомянуть, что на войне как на войне: аргументация против кросс-бордера состоит исключительно из фабрикации фейков и ни одной (!) подтверждённой цифры или факта не содержит.
Под конец года, впрочем, противникам кросс-бордера удалось обмануть, кажется, абсолютно всех: и президента, который усмотрел в существовании нынешней нормы прохождения посылок "конкурентное неравенство" (чего на самом деле нет), и финансистов, которые стали записывать уже какие-то суммы в "доход государству" (хотя в реальности во всех странах мира — исключений не существует, ни одного — администрирование налога на кросс-бордер намного превышает суммы поступлений в бюджет).
Мордование ветряных мельниц так захватило наших сетевиков, что все они без исключения не обратили внимания на то, что получили удар под дых.
Возможно, борцы за "конкурентное равенство" просто привыкли, что знаковые перемены в нашей стране непременно должны сопровождаться письмами главе государства или хотя бы каким-то высоким чиновникам, выступлениями с трибуны Думы или Совета Федерации, какой-то дикой PR-активностью, а тут — конец, как говорится, подкрался незаметно…
Незаметно настолько, что, когда мы в ассоциации проводили опрос о знаковых событиях в отрасли, выход на российский рынок компании "Цайняо" отметили как важное событие только 11% опрошенных, а в рейтинге важных событий, которые окажут серьёзное влияние на отрасль, приход "Цайняо" на рынок не попал в первую десятку.
Борцы с кросс-бордером всё ещё в весьма истеричной форме предрекают "смерть российской интернет-торговли", если "оффшорная торговля" (этот ярлык — их "удачная" находка для очернения якобы конкурентов) не будет закрыта, искренне не понимая, что "Аннушка уже разлила масло"…
В связи со всем этим, наверное, стоит объяснить, что такое "Цайняо", почему борцы с кросс-бордером "пожали бурю" и почему российской интернет-торговле это ничем не грозит (за исключением пары компаний-"борцов", для которых и в самом деле начался обратный отсчёт, — и трансгран тут ни при чём).
Итак: "Цайняо" — один из проектов Alibaba, логистический агрегатор, просто платформа, присоединившись к которой, курьерские компании "накачивают" себе трафик, получают заказы.
В некоторых странах, правда, "Цайняо" ещё и занимается складами. Ввозит товар как груз, таможит его по законам страны пребывания, и курьерские компании получают посылки для доставки уже непосредственно с их склада.
Россия как раз и относится к числу таких стран, где планируется именно такой формат работы.
Это не имеет уже никакого отношения к кросс-бордеру, налицо точно такая же схема работы, как и у обычного сетевого магазина.
Только вот теперь доставка товаров с "Алиэкспресс" — пусть чуточку дороже, чем они стоят сейчас — станет "на следующий день" для большей части страны.
И повезёт "Алиэкспресс" на склады не чехольчики и проводочки (их просто нет смысла возить контейнерами, для них останется кросс-бордер в его нынешнем виде), а нормальные гаджеты, на которые существует в стране огромный отложенный спрос, холодильники с телевизорами и прочие "нужности".
Да, это станет чуть дороже (на 20–25%), чем товары, выставленные на "Алиэкспрессе", но стоить они будут всё-таки по-прежнему радикально дешевле, чем то же самое в наших сетевых магазинах.
Китайцы поспешают без суеты. Думаю, окончательно всё станет ясно примерно к 11.11.17 — традиционному дню китайских распродаж. Дню холостяка.
Наверное, именно к этому времени особо буйствующие в войне с кросс-бордером продавцы шуруповёртов или вовремя "соскочившие" продавцы бытовой техники почувствуют то, что понятно, в принципе, уже и сейчас.
Что же касается отечественного e-commerce, то, думаю, отряд не заметит потери этих бойцов.
По той простой причине, что любое поражение офлайн, любая игра на вовлечение в онлайн новых покупателей, любые логистические новации на руку тем, кто общается с покупателем дистанционно.
Собственно, линия раскола между онлайн и офлайн известна уже и сейчас — это именно отношение к кросс-бордеру. Последние исследования — опрос топ-200 среди российских интернет-магазинов — говорят о том, что 78% руководителей топовых интернет-магазинов не хотели бы в ситуации с кросс-бордером никаких перемен.
Правда, правительство заткнуло уши и не услышало отрасль.
Но отрасль в общем и целом не только не умрёт, но и станет ещё сильнее. Перетекание из офлайна в онлайн продолжится всё равно, это абсолютно необратимый процесс.
Жалко ли при этом продавцов шуруповёртов? Или три объединённые офлайн-сети? Признаться, да. Но, с другой стороны, время для модернизации, преобразования самих себя у них было.
Они предпочли потратить это время на борьбу с ветряными мельницами — наверное, это была славная охота. И прекрасный PR.
Но Акела промахнулся, олень ушёл прямо из-под носа.
Сделает ли для себя какой-то вывод из происходящего российский e-commerce?
Узнаем уже через год.