В первом квартале 2010 г. уровень потребительского доверия в мире резко пошел вверх, достигнув самих высоких показателей по сравнению с третьим кварталом 2007 г.: верный признак того, что мир выходит из рецессии, выяснили аналитики компании Nielsen.

Потребители начали увеличивать свои расходы, что обеспечило рост глобального Индекса потребительского доверия в первом квартале до уровня в 92 пункта, по данным глобального онлайн исследования Nielsen. За шесть месяцев Индекс вырос на шесть пунктов – это всего на два пункта ниже уровня, зафиксированного в третьем квартале 2007 г. (94 пункта), непосредственно перед «охлаждением» мировой экономики. Индекс потребительского доверия достиг своего абсолютного минимума (77 пунктов) в начале 2009 г. сразу после краха международной финансовой системы и начал постепенно восстанавливаться в прошлом году. Кроме того, за прошедший год количество потребителей во всем мире, считающих, что они все еще находятся в состоянии рецессии, сократилось на 19 пунктов — до 58%. Год назад таких потребителей было 77%.

Рост потребительского доверия наблюдался в 41 из 55 стран, где проводилось исследование Nielsen в первом квартале 2010 г. Наивысший уровень потребительского доверия по-прежнему отмечается в Индии (127 индексных пунктов), Индонезии (116) и Норвегии (115). На другом конце шкалы находятся Литва (46 пунктов), Хорватия (48) и Португалия (51).

Наибольшие темпы роста потребительского доверия в первом квартале отмечены в Тайване (+ 14 пунктов), Сингапуре (+11), Израиле (+10) и Колумбии (+9). Греция, балансирующая на грани экономического коллапса с начала 2010 г., демонстрирует самый резкий спад Индекса потребительского доверия: на 15 пунктов.

В России Индекс потребительского доверия остается стабильным, остановившись на отметке в 86 пунктов, достигнутой в декабре 2009 г. Российские потребители замерли в ожидании дальнейших изменений в экономике страны: 83% опрошенных считают, что страна находится в рецессии, — почти столько же, сколько и в декабре 2009 г. (82%). Число оптимистов, считающих, что страна выйдет из экономического кризиса в ближайший год, осталось практически неизменным – 28% (в декабре 2009 г. – 27%).
Табл. 1 Динамика Индекса потребительского доверия в России с 2005 г. по первый квартал 2010 г.

Данные Индекса потребительского доверия подчеркивает разрыв между Востоком и Западом. Уровень потребительского доверия вырос во всех регионах мира, однако темпы и масштабы экономического подъема еще больше увеличили разрыв между стремительно растущими регионами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки с одной стороны, и вялым подъемом в Соединенных Штатах и в Западной Европе, с другой стороны.

В Европе, не смотря на рост Индекса потребительского доверия в целом в регионе, в семи из 28 стран отмечено снижение потребительского доверия. Уровень потребительского доверия в Италии и Германии снизился на 3 пункта по сравнению с уровнем, зафиксированным полгода назад, что свидетельствует о сложной экономической ситуации в этом регионе. При этом в Великобритании доля потребителей считающих, что они находятся в состоянии рецессии, снизилась, составив 84%. Шесть месяцев назад таких было 94%. И хотя число потребителей, которые считают, что их страна переживает период рецессии, все еще высока, снижение на 10 процентных пунктов позитивно сказалось на росте объемов продаж товаров повседневного спроса в этой стране.

Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует наибольший рост потребительского доверия среди всех регионов (+8), — отчасти из-за резкого подъема на Тайване (+14) и в Сингапуре (+11). В двух наиболее быстрорастущих рынках мира – Индии и Китае – Индекс потребительского доверия вырос на 7 и 6 индексных пунктов, соответственно. В Китае Индекс подскочил до 107 пунктов – всего лишь на один пункт ниже рекордного уровня в 108 пунктов, зафиксированного в 1 квартале 2005 года. 

В Латинской Америке потребители также экономили, сокращая необязательные траты, но уже сейчас сектор товаров повседневного спроса постепенно восстанавливался, поскольку потребители увеличили свои расходы на базовые товары. Кроме того, ожидаемый рост ВВП и снижение инфляции возродили оптимизм в большинстве стран этого региона. В целом, Индекс потребительского доверия в Латинской Америке вырос на 5 пунктов — с 94 до 99. Наиболее высокий уровень индекса потребительского доверия в этом регионе отмечен в Бразилии (108), Колумбии (100), Чили (99) и Аргентине (92).

Наибольшие темпы роста потребительского доверия показала Мексика – за 6 последних месяцев ее Индекс потребительского доверия подскочил на 10 пунктов до 87. Этот рост, вероятно, был вызван увеличением экспорта на 33% в первом квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а также улучшением других показателей – уровня инфляции и ВВП. Тем не менее, потребительское доверие в Мексике еще не вернулось на докризисный уровень. В Венесуэле же настроения потребителей заметно охладели: после девальвации национальной валюты – боливара – Индекс потребительского доверия в стране упал сразу на 9 пунктов до 83.

Если посмотреть на США — страну, по которой кризис ударил в первую очередь – Индекс потребительского доверия здесь повысился всего на 1 индексный пункт (с 84 до 85). Вместе с тем, это на два процентных пункта выше предкризисного уровня (83 пункта в 1-м квартале 2008 года). Наиболее высокие показатели Индекса потребительского доверия в США (108 пунктов) были отмечены в 3-м квартале 2006 года. Индекс потребительского доверия в Канаде достиг уровня в 100 пунктов — это на 2 пункта выше, чем в предыдущем квартале, и на 6 пунктов выше, чем полгода назад.

Свет в конце тоннеля — потребители готовы тратить

Рост глобального Индекса потребительского доверия и активизация покупательской активности были вызваны улучшением в оценках потребителей своих перспектив трудоустройства – в течение последних шести месяцев этот показатель демонстрировал поступательный рост. В первом квартале 2010 г. 43% глобальных потребителей оценивали свои перспективы занятости, как «отличные и хорошие». Шесть месяцев назад доля таких потребителей составляла 35%. Кроме того, каждый третий глобальный потребитель утверждает, что в течение ближайших шесть месяцев собирается увеличить свои расходы на развлечения вне дома, новую одежду и новые технологии.

Если говорить о наиболее осторожных мировых рынках – странах со зрелой экономикой, то многие привычки, формировавшиеся там, в период рецессии, сохраняются и в настоящее время. Фактор цены, частные торговые марки и промо-акции по-прежнему актуальны для потребителей, ищущих наиболее выгодное соотношение цены и качества, хотя есть явные признаки того, что и потребители готовы расходовать не только на базовые товары.

В России ситуация с потребительскими настроениями мало изменилась по сравнению с четвертым кварталом 2009 г., и ее можно охарактеризовать как умеренно-пессимистичные, если сравнивать с другими рынками. Причина того, почему Россия заметно выбивается из оптимистичной группы стран BRIC – сравнительно низкие оценки потребителями своих перспектив трудоустройства. Соотношение оптимистов и пессимистов – т.е. тех, кто считает их «хорошими» и «отличными» (27%) и тех, кто считает их «не очень хорошими» и «плохими» (72%) — осталось стабильным по сравнению с предыдущей волной в декабре 2009 г. В то же время, на 4 пункта увеличилось число тех, кто считает свои перспективы трудоустройства плохими. Похоже, что, несмотря на то, что столичный рынок труда оживился за последние несколько месяцев, на регионы эта тенденция пока не распространяется.

Исследование Глобального Потребительского Доверия компании Nielsen было проведено в период с 8 марта по 26 марта 2010 г., в нем приняли участие более 27 000 потребителей из 55 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Америки, которые отвечали на вопросы об уровне их потребительского доверия и экономических перспективах. Индекс потребительского доверия Nielsen разработан на основе доверия потребителей к рынку труда, состояния их личных финансов и готовности тратить деньги. Выборка была разбита по половозрастным квотам для каждой страны на основе их пользователей Интернета и взвешена для достижения репрезентативности Интернет потребителей, максимальная статистическая погрешность не превышает ± 0,6%.

Индекс потребительского доверия Nielsen отражает уровень потребительского доверия, основные факторы, влияющие на этот уровень, а также готовность потребителей тратить свои средства. Исследование охватывает более 27 000 пользователей Интернета из 55 стран мира, включая Россию.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments