Как известно, на детях не экономят. Это фраза находит свое подтверждение даже в кризис. Пока некоторые отрасли уходят в минус, рынок детских товаров крепко стоит на ногах и даже рассчитывает на прибыль по итогам этого года в 3%.
В таком прогнозе уверены многие маркетологи, участвовавшие в V форуме "Секреты детского маркетинга". Одним из организаторов мероприятия выступила "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров". Президент ассоциации Антонина Цицулина рассказала корреспонденту БМ о ситуации на рынке детских товаров.
По ее словам, несмотря на непростые времена, детская индустрия пострадала меньше всего. При ежегодном росте рынка не менее 10% этот показатель на текущий год прогнозируется на уровне 3%. В целом ситуацию, которая наблюдается сегодня в индустрии детских товаров, Антонина Цицулина обозначает словом "стагнация".
По оценкам Минпромторга, в 2014 объем розничного рынка этой категории товаров составлял порядка 500 млрд рублей. В этом году эта цифра вряд ли изменится. Несмотря на то что ритейлеры старались сдерживать рост цен, избежать его не удалось. Из-за изменения валютного курса в большинстве сегментов рынка детских товаров темпы роста замедлились.
Участники рынка прогнозируют дальнейший заметный рост цен в 2015 году, что, скорее всего, приведет к падению покупательной способности населения и снижению физического объема продаж.
"Драйверами роста спроса станут товары для новорожденных. У нас растет рождаемость, у нас бэби-бум. Товары для новорожденных уже побили рекорд по показателям другой востребованный сегмент —игрушки. Но, к сожалению, в этом сегменте позиции российских производителей крайне слабы. Потому что это, как правило, товары для новорожденных — это высокотехнологичная продукция, и наша доля здесь около 4%", — рассказывает Антонина Цицулина.
Если же брать в целом весь рынок детских товаров, то доля российского производителя составляет 23%. Здесь учитываются лишь те компании, которые разрабатывают и производят свой товар непосредственно на территории России.
Если смотреть по каждой категории, то доля российских производителей, по данным Минпромторга, выглядит так: на наших прилавках с биркой made in Russia почти 17% товаров детской одежды, около 11% приходится на детскую обувь, 10% — детская косметика и средства гигиены, 38% — детское питание и 18% — игрушки и игры. Как видим, основная доля рынка детских товаров принадлежит импорту.
Правда, доля присутствия продукции отечественного производителя с каждым годом увеличивается, пусть и не столь стремительными темпами. Так, в прошлом году этот показатель составил 1%.
"Импортозамещение здесь сыграло свою роль. Мы прогнозируем, что за 2 года доля российских производителей на рынке детских товаров увеличится, потому что те наши розничные сети, которые размещали свои производство за рубежом, начинают активную локализацию. У нас неплохие позиции по детской мебели, а именно детских кроваток. Это Удмуртия, Архангельск, Московская и Владимирская области. Даже на экспорт мебель идет. По детскому питанию иная ситуация. Компании Pepsico и Danone заведуют практически всем рынком детского питания в РФ. Сейчас активно инвестируется в рынок детской косметики и гигиены, и здесь у российского производителя тоже остается все меньше и меньше шансов. В детской одежде крупных игроков тоже нет. У нас есть крупные дизайн-центры, но их производство находится на территории других стран — от Турции до Шри-Ланки", — отмечает Антонина Цицулина.
Итак, конкуренция в индустрии детских товаров огромная. Однако в последнее время число скептически настроенных россиян, убежденных, что качество российских товаров хуже импортных, уменьшается. Правда, лидерами рынка остаются китайские производители. Что касается последних, то к продукции промышленного производства вопросов нет, а вот так называемые "кустарные производители" из Поднебесной да и других стран опасения вызывают. По словам Цицулиной, больше всего тревожат полимерные игрушки.
"Дело в том, что полимерные игрушки китайского кустарного производства делаются все из отходов. В России запрещено производить игрушки из переработанной пластмассы. Более того, игрушки изготавливают только из пищевой пластмассы". Изделия из переработанной пластмассы могут стать угрозой здоровью из-за содержания в них металлов, формальдегидов. Известны случаи возникновения ожогов из-за браслетов и резинок, которые сегодня популярны у детей.
Добавим, что в ближайших планах "Ассоциации предприятий индустрии детских товаров" — разработка отраслевой системы национальных стандартов. По мнению эксперта, необходимо обновить все показатели по химии, по биологии, по механике, а все стандарты по качеству производимых, а тем более ввозимых на территорию России игрушек – ужесточить.