В 2015 году сеть магазинов "Спортмастер" вынуждена была сократить свой штат примерно на 30%. На такой шаг одному из крупнейших украинских ретейлеров в сфере торговли спортивными товарами пришлось пойти, чтобы снизить затраты. Сейчас оптимизация расходов стала одной из главных задач каждой сети.

Экономные решения

"Около 80% всех наших затрат приходится на аренду помещений и зарплаты сотрудникам", – рассказывает гендиректор сети "Спортмастер" Игорь Чернов. Если в случае с арендой все решается путем двухсторонних переговоров с собственником помещения, то вопрос кадров – исключительная компетенция компании. Несмотря на то, что сеть является одной из крупнейших в своей нише, с начала 2015 года "Спортмастеру" пришлось уволить около 500-600 сотрудников.

Такое решение компания приняла после тщательного анализа качества и количества рабочего времени, которое продавцы проводили в магазинах. Были определены пики активности по дням недели и часам дня. Теперь продавцов в магазинах сети меньше, но они более эффективны, говорит Игорь Чернов. Например, в утренние часы и перед закрытием магазина достаточно выводить на работу одного-двух сотрудников, а в пиковые часы можно увеличивать их число до пяти-семи в зависимости от ситуации и магазина.

Игорь Чернов говорит, что в основном продавцы выполняют функции кассира, а не консультанта. Сейчас сеть перешла на формат универмага: каждый товар снабжен биркой с подробным описанием, чтобы покупатели могли делать самостоятельный выбор.

Существуют и другие сегменты, где ретейлеры стараются сэкономить. Например , на бензине. Если машину можно заправлять и А-95, и А-92 без ущерба для двигателя, то лучше выбрать более дешевое топливо, считает Игорь Чернов. Или проанализировать логистику доставки товара: возможно, рациональней делать завоз вдвое реже, но используя при этом более крупногабаритный автомобиль, благодаря чему опять же экономится топливо. Экономить помогают даже такие мелочи, как более дешевые канцелярские принадлежности.

ABCnews ранее писал, что в ретейлеры активно сокращаются площади магазинов.

В поисках дешевого

К такой оптимизации расходов ретейлеров вынуждает падение спроса. "Украинцы стали беднее", – говорит исполнительный директор сети магазинов по продаже мобильных телефонов и аксессуаров "Цитрус" Вадим Лысюк. Согласно данным Государственного комитета статистики, оборот розничной торговли за девять месяцев 2015 года составил 735 млрд грн, что в сопоставимых ценах составляет 77,7% от объемов торговли за аналогичный период прошлого года. 

Уменьшилось  как количество продаж, так и посещений: если раньше покупатель заходил в магазин каждые три недели, то теперь реже раза в месяц, добавляет директор по продажам сети магазинов drogery ProStore Сергей Сливка.  Гендиректор компании Zeebra (магазины по продаже бижутерии Six, I am, косметики – Glossip, товаров для дома – Butlers) Дмитрий Ермоленко говорит, что вернулась давняя тенденция "аванс и зарплата", когда активность покупателей увеличивается дважды в месяц. При этом покупки делаются реже, осознанно,  эмоциональных решений становится все меньше и впрок уже не запасаются.

Дисконтная политика

Под влиянием этой тенденции  некоторые ретейлеры пересмотрели свою дисконтную политику. "Мы не делаем больших скидок", – говорит Дмитрий Ермоленко, подразумевая прежде всего сеть товаров для дома и декора Butlers. Он объясняет, что слишком частые и большие скидки балуют покупателя, а если клиенту что-то будет очень нужно, он купит это и без скидки.

Похожий подход применяет гендиректор компании BNS Trade (ТМ Michael Kors, TopShop, Calvin Klein) Вита Войтович. Она соглашается, что и в ее сети снизился трафик, средний размер чека и количество единиц товара в чеке, но заманивать клиентов скидками не пытается. Более того, по ее словам, в ТМ Michael Kors вообще не предусмотрены скидки. "Их не было и не будет. Потому что как только вы приучаете клиента к скидке, он будет ходить в магазин до тех пор, пока ее не получит", — говорит она.

Впрочем, решение о скидках во многом зависит от сегмента – в некоторых случаях экономия на дисконтных программах может дать обратный результат. Например, в ProStore в течение пары недель попробовали провести эксперимент, в ходе которого отказались от акций. Оказалось, что посетителям такое решение не понравилось. Приходя в магазины drogery, говорят ретейлеры, клиенты желают рассчитывают на акционные товары, и если не находят их, остаются разочарованными.

Сэкономить можно и на товарах категории private label, которые более дешевы в производстве, продаже и, соответственно, более охотно покупаются клиентами.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments