На алкогольном рынке внедрят практику контрольных закупок без уведомления юрлиц. Инициатива Минфина предусмотрена в поправках к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», с которыми ознакомились «Известия». По оценкам ведомства, 30% алкогольного рынка находится в «серой» зоне. «Тайные покупатели» смогут прицельно выбирать в магазине необходимую продукцию, а не оформлять проверку на всю торговую точку. Эксперты отметили, что это добавит надзорным органам оперативности.

Минфин предложил внедрить на алкогольном рынке контрольные закупки — внезапные проверки, о которых госорганы не обязаны предупреждать продавцов. Такая методика зафиксирована в поправках в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ). Из документа ведомства следует, что контрольные мероприятия должны проводится при наличии основания. Им может быть жалоба от граждан, возникновение угрозы или причинение вреда жизни и здоровью покупателей.

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский пояснил, что контрольная закупка позволяет проверить соответствие установленным требованиям конкретного товара. Другие виды мероприятий — плановая и внеплановая проверки — более всеохватывающие, во время них проверяется наличие любых нарушений.

В Минфине не предоставили комментариев. В Росалкогольрегулировании «Известиям» рассказали, что подобные проверки должны проводиться силами Роспотребнадзора и лицензирующих органов субъектов. В Москве разрешения на торговлю спиртным выдает департамент торговли и услуг.

Его глава Алексей Немерюк заявил «Известиям», что поддерживает инициативу Минфина. Чиновник уточнил, что неоднократно ставил вопрос о предоставлении права контрольным органам делать закупки.

— Дело в том, что сейчас ни у наших сотрудников, ни у полиции, за исключением организации последними оперативно-разыскных мероприятий, нет прав на проведение контрольных закупок. Поэтому во время рейдов мы вынужденно привлекаем понятых, которые изображают «мимо проходящих граждан». Такая «партизанщина» не добавляет эффективности в этой работе.

Рейды могут проводиться с целью проверки легальности продаж алкоголя и выявления в рознице контрафактного спиртного, уточнили в московском департаменте торговли и услуг.

В Роспотребнадзоре по поручению президента подготовили поправки в законы «О защите прав потребителей» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Корректировки действующего регулирования также позволят проводить службе контрольные закупки. Подобный вид мероприятий направлен на рисковую продукцию, подчеркнули в службе. Пока у Роспотребнадзора нет методологии выбора типа продуктов или услуг для контрольных проверок.

Председатель Союза потребителей Петр Шелищ отметил, что проведение закупок — мировая практика. На алкогольном рынке подобные мероприятия позволят проверять, легальное ли спиртное на полке и есть ли в нем опасные вещества. Он также сказал, что такой контроль продаж может облегчить жизнь надзорным органам. Они смогут прицельно выбирать в магазине необходимую продукцию, а не оформлять проверку на всю торговую точку.

Надзорные органы постепенно вводят в практику риск-ориентированный подход при проверках. Роспотребнадзор начнет использовать этот принцип в 2018 году. Росалкогольрегулирование только утверждает критерии риска. Такой подход позволит снизить нагрузку на добросовестных продавцов, но при этом сохранит необходимый уровень контроля на рынке. Внезапные закупки товаров, в том числе алкогольной продукции, позволят госорганам точечно проверять товары с наибольшим риском. При этом службам не придется оформлять проверку на весь магазин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar