По данным исследования агентства INFOLine в прошедшем году только 70 крупнейших сетей FMCG увеличили площадь своих торговых объектов на 879 000 кв. м.
«Трендом 2009 г. в развитии сектора FMCG стал активный рост и усиление концентрации крупнейших мультиформатных сетей и федеральных ритейлеров, ключевым форматом которых является дискаунтер, обусловленное резким снижением темпов роста большинства игроков второго эшелона», — сказано в исследовании.
Наибольший рост за 2009 г. показали "Магнит" и X5 Retail Group, на которые приходится более 48% открытых торговых объектов.
Наиболее активно в 2009 г. в ритейлеры развивали формат "магазин у дома". Сеть "Магнит" открыла магазинов у дома больше, чем все остальные ритейлеры ТОП-50 вместе взятые – 639 объектов. Только за декабрь 2009 г. ритейлер установил рекорд по открытиям – 124 магазина у дома и 2 гипермаркета.
В 2010 г. специалисты INFOLine прогнозируют, что доля X5 Retail Group и "Магнит" в общей величине прироста площадей не превысит 45%, так как темпы роста количества объектов и торговых площадей остальных ритейлеров существенно увеличатся. «Это обусловлено завершением программ реструктуризации и оптимизации бизнеса, включающих закрытие нерентабельных магазинов, изменение ассортимента, запуск новых форматов и переформатирование действующих объектов, развитие IT-систем и т. д., а также улучшением условий привлечения банковского финансирования», — считают эксперты.
Ключевыми форматами для российских ритейлеров в 2010 году продолжат оставаться дискаунтер и гипермаркет.