Заместитель министра торговли США Мишель О"Нил о приоритетах американской торговли с Россией, о том, как американское правительство помогает своему малому бизнесу, и о том, нужен ли Петербургу автопром.

Каковы приоритеты американской политики в области торговли с Россией?

— Я активно занималась американо-российскими торговыми отношениями с тех пор, как была создана двусторонняя президентская комиссия. Работа с российским правительством была в фокусе нашей работы, направленной на то, чтобы улучшать доступ к российскому рынку для компаний США и открыть новые возможности как для американских компаний на российском рынке, так и для российских компаний на американском.

На какие сектора экономики вы обращали особое внимание?

— На самые разные, в том числе на производство автокомпонентов. Внимание к этому сектору — причина нашего визита в Петербург. Я впервые привозила в Россию делегацию, представляющую этот сектор, еще в октябре 2010 года, а в июне нынешнего года мы планируем привезти делегацию представителей сектора энергетической эффективности. Так что с нашей стороны это широкий спектр: автокомпоненты, аэрокосмическая промышленность, энергетическая эффективность, а также потребительские продукты. Я знаю, что с российской стороны высказывался большой интерес к здравоохранению, медицинским технологиям, фармацевтике. Мы также заинтересованы в возможностях, которые в этой связи открывает российский рынок. Как я понимаю, и русские заинтересованы в определенных секторах экономики США. Так что я вижу много возможностей для обеих сторон.

Имеется ли связь между нынешним визитом американской торговой делегации в Петербург и вступлением России в ВТО?

— Я думаю, мы видели в последний год значительный рост в российском автомобильном секторе. Однако мы планировали визит нашей делегации еще задолго до завершения переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, поскольку потенциал этого сектора российской экономики был виден уже давно. Я думаю, что завершение процедуры вступления России в ВТО вызвало дополнительный интерес к российскому рынку.

Если вы предпринимаете столь долгосрочное планирование, видимо, вопросы российской экономики серьезно изучаются возглавляемой вами Международной торговой администрацией. Насколько велико значение России для возглавляемой вами структуры?

— Мы считаем Россию одним из наших приоритетных рынков, и это часть национальной экспортной инициативы президента Барака Обамы.

Мы видим рост российского рынка и открывающиеся возможности. Конечно, российскому рынку уделяется самое большое внимание со стороны чиновников самого высокого уровня министерства торговли США. У нас также есть очень большое представительство министерства торговли здесь, в России (в Москве и Петербурге), и в этой поездке меня сопровождают эксперты как из нашего представительства, так и из отдела по делам автомобильной промышленности министерства торговли США.

Приходится слышать мнение, что в целом значение России для США падает. Правда ли это?

— Это совсем не так с точки зрения министерства торговли США. Перечислю только последние события: аэрокосмическая делегация, которую я возглавляла в октябре 2010 года, автопромышленная делегация в апреле этого года, делегация представителей сектора энергоэффективности, запланированная на июнь этого года.

Мы предполагаем, что Россию посетит целый ряд делегаций из других секторов экономики, например медицинского оборудования и фармацевтики, в начале 2013 года. Вскоре состоится визит министра торговли США Брайсона, который приедет на Петербургский экономический форум в июне. Представители самого высокого уровня примут участие во встрече АТЭС, которая в этом году пройдет в России. Так что уровень посланников и контактов только растет. Речь не идет о сокращении интереса, напротив, мы должны быть уверены, что имеем достаточно ресурсов, задействованных здесь, чтобы удовлетворить интерес американских компаний к российскому рынку.

А как американское деловое сообщество сейчас относится к России?

— Я бы сказала, в течение последних нескольких лет, с тех пор как начала работу Двусторонняя президентская комиссия, был заметен очень большой интерес к российскому рынку. Этот интерес растет благодаря вступлению вашей страны в ВТО. Если говорить об американском экспорте, Россия в 2010 году была на 37-м месте, а в 2011 году уже переместилась на 31-е. Так что мы видим здесь большой потенциал для хорошего роста. У вас растет средний класс, высоки доходы на душу населения, и рост ВВП прогнозируется в ближайшее годы на уровне выше 4%. Все это говорит о том, что Россия — динамичный рынок, который сулит американским компаниям хорошие возможности.

А будут ли после вступления нашей страны в ВТО открываться для российского бизнеса те сектора американской экономики, доступ к которым был ранее затруднен?

— Россия всегда пользовалась весьма благоприятными условиями в том, что касается доступа на американский рынок. Мы всегда распространяли на Россию режим наибольшего благоприятствования в торговле, так что Россия имела одинаковый с другими нашими торговыми партнерами доступ на американский рынок. Мы надеемся, что увеличится и осведомленность российского бизнеса о возможностях в США. Но в торговле с Россией у нас дефицит, то есть Россия продает в США больше, чем мы продаем в Россию. Так что мы приехали, чтобы…

Сбалансировать это?

— Да, баланс — это хорошая цель. Но главное — чтобы было больше возможностей для американских компаний на российском рынке.

Какова роль правительства США в поддержке американского бизнеса за рубежом?

— У американского правительства есть сеть торговых представительств при посольствах и генконсульствах США по всему миру. Их задача — поддерживать американские компании в их усилиях по выходу на рынок или расширению присутствия на рынке той или иной страны. В России у нас два торговых представительства: в Москве и в Петербурге. В этих представительствах, возглавляемых советником-посланником Джоном Маккаслином, работает команда профессионалов, в задачу которых входит путем исследования рынков находить партнеров для американских компаний. Между прочим, эти услуги могут получить и российские компании, заинтересованные в импорте продукции из США.

Эти услуги больше информационного характера?

— В основном да. Наши специалисты изучают рынок для той или иной продукции и консультируют американские компании на предмет конкурентоспособности ее продукции на российском рынке, способов выхода на рынок, наиболее приемлемых маркетинговых стратегий, репутации потенциальных деловых партнеров и т.п. Кроме того, наши специалисты проводят исследования и более общего порядка, представляющие собой краткие обзоры целых секторов экономики, которые дают американским компаниям общее понимание развития бизнеса в том или ином сегменте.

Есть ли разница между администрацией Обамы и предыдущей республиканской администрацией в том, что касается их подходов к экономическим отношениям с Россией, и как это может измениться после грядущих президентских выборов в США?

— Я не могу сравнивать подходы разных администраций. Скажу лишь, что при администрации Обамы работа Двусторонней президентской комиссии была в фокусе наших усилий, у нас есть рабочая группа, которая занимается развитием деловых и экономических связей. Она изучает вопросы доступа к рынку, но также и определяет возможности для продвижения бизнеса.

По моему опыту, мы всегда были вовлечены в обсуждение вопросов экономики и торговли с российским правительством. По моим ожиданиям, эти дискуссии будут продолжаться, особенно в связи с возможностями, предоставляемыми саммитом АТЭС, с процессом принятия России во Всемирную торговую организацию. Последний факт создает еще больший потенциал для нашего участия в российской экономике. Я думаю, в какой-то момент взаимодействие B2B, то есть между бизнесами, превзойдет уровень взаимодействия между правительствами. Наша цель в том, чтобы облегчить компаниям выход на рынок, подобрать им пару — найти потенциальных партнеров, а потом правительство должно отойти в сторону.

Расскажите о визите возглавляемой вами делегации представителей американской автомобильной промышленности в апреле этого года.

— Мы привезли представителей 12 компаний из разных штатов США. Они предлагают большой выбор автокомпонентов и услуг. Более половины относятся к малому бизнесу — мы оказываем ему особое внимание, и, надо сказать, более 80% американского экспорта в Россию произведено компаниями, представляющими именно малый бизнес.

А что считается в США малым бизнесом?

— Это компании, у которых не более 500 сотрудников. Мы начали нашу поездку с Москвы, потом побывали в Самаре, нашей последней остановкой был Петербург. Представители этих 12 компаний в ходе визита провели порядка 150 индивидуальных встреч с потенциальными российскими партнерами.

Какие, по вашему мнению, преимущества будут у Петербурга после вступления России в ВТО?

— Вступление в ВТО благоприятно скажется на российской экономике в целом. Разные регионы России выиграют, исходя из их естественных преимуществ, как, например, развитая инфраструктура в конкретном регионе. В Петербурге есть много компаний, которые инвестируют в автопром.

Кажется, есть даже конкуренция между регионами России за американские инвестиции, за торговлю с США. Когда мы были в Самаре, нам сказали: у нас самое лучшее расположение для торговли автокомпонентами, мы находимся в самом сердце автомобильной промышленности. Я думаю, они в определенной степени конкурируют с Петербургом.

В целом для американских компаний, которые интересуются российским рынком, вступление России в ВТО будет благоприятно. Рынок станет прозрачнее, станет более предсказуемым, и, если необходимо, в случае конфликта можно будет поправить ситуацию законными способами. Вступление вашей страны в ВТО поможет всем регионам России привлечь внимание к инвестиционным возможностям этих регионов.

Некоторые эксперты говорят, что кластер автоиндустрии вокруг Петербурга несовременен, что этот тип индустрии относится к прошлому веку, что современная городская агломерация должна опираться на другой тип развития. Как вы относитесь к подобной критике?

— Не уверена, что я хорошо знакома с подобной критикой российского автопрома, но я бы сказала, что компании в нашей делегации представляют лучшие и наиболее инновационные продукты и услуги в автомобильном секторе. Все они давние и надежные партнеры ведущих компаний, не только американских, но и из других стран.

Я уверена: мы являемся свидетелями трансформации автопромышленного сектора здесь, в России, и мы предлагаем вашему рынку отличные продукты и услуги.

Вы полагаете, что в будущем возможно стратегическое сотрудничество российского и американского автопромов?

— Я думаю, все возможно, но давайте оставим этот вопрос бизнесу, самим компаниям. Важно то, что конкретно соответствует их бизнес-планам, что лучше служит их интересам. Мы надеемся, что в результате визита партнерство между российскими компаниями и американскими производителями улучшится.

Это ваш первый визит в Петербург?

— Да, но я много раз была в Москве.

Что заставляет вас думать позитивно о будущем российско-американских двусторонних связей?

— Меня часто спрашивают об антиамериканских настроениях в России, но с точки зрения торгово-экономических отношений мы совсем не ощущаем антиамериканизма. Напротив, наши дела с российским правительством, с российскими компаниями очень позитивны, кажется, с их стороны есть реальный энтузиазм, а здесь, на российском рынке, есть реальный интерес к американским продуктам и услугам. Поэтому я ожидаю, что позитивные тенденции продолжатся.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments