Несмотря на любовь европейцев к российской черной икре, наших производителей на свой рынок они не пускают. Компания «Русский осетр» в поисках новых рынков сбыта придумала, как обойти барьер и доставить на стол европейцев традиционный российский деликатес: она заключила соглашение с рыбоводческим предприятием в Германии о производстве на его мощностях икры под собственным брендом. Сколько стоит икра в Европе, как на глаз определить ее качество и зачем «доить» осетра, в интервью рассказала заместитель гендиректора ТД «Русский осетр» Нина Жадан.

— Почему вы решили производить икру в Германии?

— Мы хотели накормить европейцев русской икрой, однако выяснилось, что российские предприятия, которые занимаются аквакультурой, не имеют права поставлять свою продукцию в Европу. Такая ситуация сложилась из-за того, что европейским властям нужна информация о том, как хозяйства в России выращивают рыбу, каковы методы лечения, какие используются лекарства и корма. Мониторинг должен быть за два-три года. Но, к сожалению, такого мониторинга в России никто не проводил.

— А вы сами обращались в Росрыболовство с этим вопросом?

— Несколько лет назад, когда мы надеялись решить этот вопрос, этим занимался Минсельхоз. Стук в дверь был совершенно бесполезным. Недавно аквакультуру передали Росрыболовству, и теперь, может быть, что-то изменится. А пока мы сами решили проблему доступа на европейский рынок.

— Как давно «Русский осетр» заключил франчайзинговое соглашение с немецким предприятием?

— Мы начали сотрудничество в прошлом году. Немецкое предприятие прежде называлось Caviar Creator. Теперь по договоренности сторон российские и немецкие активы объединены одним брендом Russian Sturgeon. На немецком предприятии внедрены российские технологии производства классической черной икры, производством занимаются технологи и мастера из России. На этом предприятии можно получать порядка 20 т черной икры в год.

— И сколько вы продали икры и рыбы с этого предприятия в прошлом году?

— Порядка 10 т икры и 100 т рыбы — выход икры составляет около 10% от массы рыбы.

— По какой цене реализуется икра, полученная в Германии?

— Примерно по 800—1300 евро за 1 кг. Это практически совпадает с ценами в России: средняя оптовая цена икры нашего торгового дома составляет 35—40 тыс. руб. за 1 кг.

— А российские предприятия сколько продали продукции в 2010 году?

— 3—5 т рыбы и около 2 т черной икры, в денежном выражении это порядка 80 млн руб. Собственно говоря, основное направление нашей компании — это черная икра, а торговля рыбой — это попутный бизнес. Мы торгуем осетром мужских особей, а женских особей оставляем для производства икры.

— Если сравнить себестоимость производства в России и Германии, то велика ли разница?

— Пока на европейском предприятии себестоимость ниже, но только потому, что оно уже набрало обороты, а российские — еще нет. Они начали работать в 2008 году, и 2009 год стал первым годом, когда мы начали получать икру и продавать продукцию. В конечном счете, когда мы будем получать ежегодно 16—20 т икры, то себестоимость производства по сырью должна составить порядка 200—300 евро за 1 кг.

— А почему ваши заводы находятся в центральной части России, а не на Каспии?

— Если заниматься выращиванием осетра, как это делаем мы, то нет разницы, в каком регионе: в Астрахани или Калуге. Бассейны с рыбой у нас находятся под крышей, тогда как астраханские предприятия выращивают осетра под открытым небом. В замкнутом бассейне легче соблюсти все технологические и температурные режимы. К примеру, в ходе аномального жаркого лета 2010 года в открытых бассейнах погибло очень много рыбы.

— Как специалист можете сказать: черная икра вся одинаковая или чем-то различается?

— Икра различается по размеру и цвету икринки. К примеру, при «дойке» осетра получается икра наименований De Luxe и Premium. De Luxe имеет самое крупное зерно светло-серого цвета, у Premium зерно уже среднего размера. В розничных магазинах стоимость этой икры может достигать 70—80 тыс. руб. за 1 кг.

— Вы упомянули о «дойке» осетра. Что это такое?

— Есть два способа получения икры: традиционный, когда рыба забивается, и инновационный — в этом случае рыба остается жива и может вновь давать икру спустя определенное время.

— Вы используете оба способа получения икры?

— Периодически. Дело в том, что получение классической черной икры подразумевает забой и разделку осетра. Но у нас нет возможности забить все маточное стадо. На калужском предприятии применяются инновационные методы, когда рыба остается жива: икра добывается на последней стадии зрелости, когда рыба сама готова отдать икру, ее собирают и обрабатывают, и через два года от рыбы можно еще раз получить икру. Таким образом, маточное стадо не уменьшается. На немецком предприятии большое маточное стадо, и там мы получаем классическую черную икру, которую все помнят еще со времен СССР.

— А иранские предприятия работают по такому же принципу, как и вы? У них имеются комплексы по разведению рыбы в Европе?

— Нет, иранцы привозят в Европу свою икру. Они выращивают мальков и отпускают их в Каспийское море. Они пока еще работают с икрой, полученной от дикого осетра. Им помогает природа, и таких комплексов, которые выращивали бы рыбу для получения икры, как у нас, у них нет.

— Насколько сильна конкуренция с иранскими компаниями на мировом, европейском рынке?

— Дело в том, что стоимость икры, полученной от дикой рыбы, гораздо выше, чем икры, полученной из выращенного осетра. Она стоит порядка 2—3 тыс. евро за 1 кг. Иранцы так и позиционируют свою икру: она получена от дикой рыбы и есть только у них.

— Сейчас в России идет общественное обсуждение закона об аквакультуре. Вы участвуете в этом процессе, выдвигаете свои предложения?

— Да, мы участвуем. Конечно, если бы государство оказывало поддержку отрасли аквакультуры, нам было бы значительно легче.

— На какую поддержку вы рассчитываете?

— Может быть, государство предоставит хозяйствам, занимающимся аквакультурой, какие-то налоговые льготы или беспроцентные длинные кредиты. Если говорить о нефинансовой поддержке, то необходимо подготовить мониторинг хозяйств, чтобы дать возможность российским предприятиям выйти на европейский рынок.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments