Открытие онлайн-магазина музыки Apple iTunes Store в России, планировавшееся на октябрь, а затем на середину ноября, отложено на неопределенный срок, сообщили РИА Новости два источника, знакомые с планами Apple.
Представленный в десятках странах сервис iTunes Store до сих пор не работает в России, хотя он уже запущен, к примеру, в таких небольших странах, как Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка и Бруней. В перечисленных странах магазин начал работу минувшим летом. Ранее РИА Новости сообщали, что российская версия сервиса может появиться до конца октября, а газета "Ведомости" во вторник написала, что намеченный на 20 ноября запуск сервиса может быть осуществлен в ближайшее время.
Обычной практикой в других странах, где iTunes Store уже работает, является продажа в магазинах локальных партнеров подарочных сертификатов (карт) для оплаты музыкальных композиций.
"Apple провела переговоры о продаже подарочных карт iTunes с несколькими российскими ритейлерами, но планировавшийся запуск магазина в России пока отложен на неизвестный срок. Карт в распоряжении ритейлеров пока нет", — рассказал РИА Новости источник, знакомый с условиями поставок продукции Apple в России.
Факт переговоров о подарочных картах подтвердил агентству и другой источник, которому также не известна новая предполагаемая дата запуска iTunes Store.
Представители российских ритейлеров, традиционно продающих технику Apple, с которыми пообщался корреспондент РИА Новости, комментировать вопрос о сроках запуска iTunes Store отказались. Apple также отказалась предоставить свои комментарии.
Запуск локализованной версии iTunes Store обычно предшествует другим этапам постепенного освоения компанией Apple очередного регионального рынка: открытию местного онлайн-магазина "яблочной" техники Apple Store и офлайновых магазинов фирменной ритейл-сети корпорации. Слухи о скором появлении в России фирменных магазинов Apple, продающих технику без помощи посредников, периодически появляются в СМИ, однако до сих пор не получили реального подтверждения.
Как считает президент крупного сотового ритейлера "Евросеть" Александр Малис, скорого открытия офлайновых магазинов Apple Store в России вслед за iTunes ждать не стоит.
"Доля продукции Apple на российском рынке уже достигла того уровня, что каждый следующий процент будет даваться компании очень дорого, и открытие Apple Store кардинально ситуацию не изменило бы. По этой причине, не думаю, что вслед за появлением iTunes стоит ждать быстрого открытия и Apple Store в России", — полагает Малис.
Приучит ли iTunes покупать музыку?
Музыкальный трек в американском iTunes Store стоит 99 центов. В российской версии магазина ожидается существенно меньшая цена, однако и она может оказаться чрезмерной для отечественного потребителя, привыкшего к бесплатной музыке. Опрошенные РИА Новости эксперты ранее указывали на неудачный опыт других сервисов, пытавшихся или пытающихся легально продавать музыку через интернет в России.
Впрочем, представители российских компаний не исключают, что возможное появление iTunes вполне может способствовать росту рынка легальной музыкальной продукции в стране.
"Apple запускает iTunes в России потому, что проигрывает платформе Android в доступности музыки: там это можно сделать быстро и многими способами, а в случае с Apple легальный путь очень труден. В частности, с появлением iTunes у владельцев гаджетов Apple будет больше понимания с тем, кому и как платить за музыку", — рассуждает Малис.
Отсылки на неуспешность других сервисов по продаже музыки отвергает менеджер по маркетингу продуктов Apple re:Store Retail Group Владислав Завьялов. "Ситуация с пророчеством неудачного запуска iTunes в России мне напоминает ситуацию 2003 года в Америке. Как тогда американские, так сейчас российские эксперты не учли несколько вещей, в частности, тот фактор, что огромный магазин музыкального контента приходит в страну вместе с удобнейшей экосистемой: компьютер, магазин, плеер", — говорит Завьялов.
Появление в России iTunes считают плюсом и в "Яндексе", поддерживающем собственный музыкальный сервис. "Появятся еще несколько крупных сервисов, которые, как и мы, будут формировать у пользователя привычку пользоваться легальной музыкой. Игроков на рынке мало, поэтому пока о конкуренции говорить не приходится", — комментирует пресс-служба крупнейшей в России интернет-компании.
В РФ уже работают музыкальные интернет-сервисы крупных компаний — "Яндекса", "Одноклассников", Opera. Российские компании совмещают возможность бесплатного прослушивания музыки онлайн и платных подписок, а сервис Opera предоставляется только по платной подписке.