МТС продолжает искать способ компенсировать расторжение отношений с крупными мультибрендовыми сетями "Евросеть" и "Связной". Оператор начал открывать салоны под брендом Samsung. По мнению экспертов, проект МТС скорее ориентирован на рост проникновения смартфонов в сети, чем на увеличение абонентской базы.
Как рассказали "Коммерсанту" в МТС, с начала года компания открыла монобрендовые салоны Samsung по модели аутсорсинга полного цикла в Воронеже, Екатеринбурге, Новокузнецке, Санкт-Петербурге, Челябинске. МТС подбирает помещение, организует весь процесс продаж, предоставляет свой персонал и т. п.— по сути, это ее салоны под вывеской Samsung. До конца года оператор хочет открыть "несколько десятков" таких магазинов в крупнейших городах России. Средняя площадь салона — 50 кв. м, ассортиментная матрица включает около 400 наименований товаров. Приоритет в продажах сделан на флагманские смартфоны, поддерживающие технологию LTE, стоимостью более 15 тыс. руб. Помимо продукции Samsung в салонах продаются контракты МТС и продукты входящих в группу компаний, например МТС-банка.
У Samsung нет собственной розницы в России. Однако под этим брендом работают около 200 салонов, открытых партнерами, в основном Inventive Retail Group и "Компьютер Мастер". "Фирменная розница — это возможность дать покупателю уровень сервиса и выбор продукции в соответствии с высокими стандартами Samsung. Кроме того, для нас это значимый канал продвижения товара, с помощью которого Samsung может оперативно и по своему усмотрению управлять продажами, формируя необходимый ассортимент, запуская промоакции и привлекая покупателей в салоны",— отметил глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф. В МТС благодаря проекту хотят получить еще один канал продаж своих контрактов. Оператор заинтересован в сотрудничестве и с другими производителями. Управлять новыми монобрендовыми проектами будет специально созданное в составе розницы МТС подразделение.
В отличие от "МегаФона" и "Вымпелкома" МТС не представлена в "Евросети" и "Связном". В компании опасаются, что эти ритейлеры могут давать префенции конкурентам: по 50% "Евросети" принадлежит "Вымпелкому" и "МегаФону", а "Связной" контролируется братом президента "Евросети" Александра Малиса Олегом. Вместо этого МТС наращивает количество собственных монобрендовых салонов, по итогам прошлого года у нее было почти 5,2 тыс. магазинов. Это больше, чем у других мобильных ритейлеров. Цифра учитывала 400 салонов "Телефон.ру". МТС приобрела эту сеть в 2009 году, но до 2015 года не развивала бренд. Правда, продвижение сети как мультибрендовой спровоцировало скандал: МТС продавала в "Телефон.ру" свои сим-карты в том числе в коробках, оформленных в цветах "Вымпелкома", "Т2 РТК Холдинга" (бренд Tele2) и "МегаФона". Последний уже пожаловался на это в Федеральную антимонопольную службу.
В МТС и Samsung не раскрывают условия сотрудничества. По оценке одного из участников рынка, открытие одного магазина Samsung обойдется МТС в 1-1,5 млн руб. "Ритейлер и вендор разделяют маркетинговые затраты в продвижении продукта. Инвестиции в строительство магазина ритейлер берет на себя. Производитель заинтересован, чтобы их товар был представлен как можно в большем количестве точек продаж",— отметила представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина.
При этом один из участников рынка считает, что, с точки зрения МТС, проект не самый удачный. "Монобрендовые салоны оператора продают меньше сим-карт, чем независимая розница. Продажи в новых магазинах хоть и дадут прирост выручки, но по факту лишь умножат убытки розницы оператора",— считает собеседник "Коммерсанта". Однако, по мнению аналитика Газпромбанка Сергея Васина, задача МТС — увеличивать проникновение смартфонов на своей сети и лучше за счет премиальных продуктов, чьи пользователи генерируют больше трафика. "В данном случае затраты на новые салоны стоит рассматривать как маркетинговые. Но серьезного увеличения количества точек МТС ждать не стоит, скорее всего, компания будет открывать новые за счет оптимизации существующих",— отметил господин Васин.