Как стало известно “Ъ”, МТС выкупит ООО «Система Телеком» у своего контролирующего акционера — АФК «Система». До середины 2007 года ООО управляло всеми телекоммуникационными активами АФК, в том числе самой МТС, сейчас в его собственности остаются все товарные знаки с изображением яйца. За них МТС заплатит около $380 млн.
Сегодня совет директоров «Системы» в заочной форме рассмотрит вопрос продажи ООО «Система Телеком» оператору МТС (52,8% принадлежит АФК), рассказали “Ъ” два источника, близких к дочерним компаниям «Системы». Сделка позволит МТС получить в собственность все бренды с изображением яйца и консолидировать 100% компании «ТС Ритейл» (сейчас 45% принадлежит «Системе Телеком», остальное — у МТС), владеющей частью салонов связи под вывеской МТС. Также «Системе Телеком» принадлежат векселя МТС на $70 млн, выпущенные еще в начале 2000-х годов для финансирования строительства GSM-сетей в регионах. Сумма сделки может составить около $440 млн с учетом долга компании в размере $60 млн, уточнил источник “Ъ”. По его данным, эта сумма рассчитывалась, в частности, исходя из роялти, которые платили «Системе» ее «дочки», включая МТС. Финансовым консультантом выступает ING.
В АФК и МТС вчера отказались комментировать эту информацию. В то же время директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская отмечает, что им, «безусловно, интересно контролировать собственные товарные знаки, чтобы максимально эффективно использовать их для развития бренда». Получить комментарий в ING не удалось.
«Система Телеком» до 2007 года была управляющей компанией для телекоммуникационных активов «Системы» — МТС (51%), «Комстар-ОТС» (51%), «Скай Линк» (50%) и «Межрегиональный транзит телеком» (50%; МТТ). По данным «СПАРК-Интерфакс», «Система Телеком» владеет 71,425% медийной «дочки» «Система массмедиа», 100% «Интеллект Телекома» и другими компаниями, но в АФК заявили, что все эти структуры уже переведены на другие юрлица. Выручка «Системы Телеком» в 2009 году составила 432,4 млн руб., чистая прибыль — 937,7 млн руб. Совладельцами компании являются АФК «Система» (99,99%) и ее «дочка» — ЗАО «Система-Инвенчур» (0,01%).
В мае 2006 года «Система Телеком» запустила сквозной бренд для своих подразделений. В качестве логотипа выбрали белое яйцо, заключенное в квадраты разного цвета: у МТС — красный квадрат, у «Комстара» — фиолетовый, у его «дочек», МГТС и «Стрим»,— синий и зеленый соответственно, а у самой «Системы Телеком» фон был серебристым. Позже подобный бренд запустил и МТТ, но после продажи холдинга весной 2009 года «Промсвязькапиталу» бренд перестали использовать.
«Сделка выглядит сомнительной инвестицией,— считает аналитик “ВТБ Капитала” Виктор Климович.— По нашим прогнозам, выручка МТС с 2010 по 2019 год составит около $170 млрд, исходя из этого сумма сделки превышает роялти, которое могла бы выплачивать МТС за собственный торговый знак в течение десяти лет». Впрочем, один из источников “Ъ” настаивает, что роялти может расти не только вместе с выручкой компании, может измениться и процент отчислений, который сейчас составляет 0,16% выручки.
Согласно официальным документам МТС, за последние три года роялти за бренды МТС, «Комстар» и МГТС составили $45 млн. Для сравнения: сотовый оператор Telefonica в 2009 году получил €369 млн в качестве роялти за использование своего бренда сторонними компаниями. В 2010 году в глобальном рейтинге Brandz, составленном британской исследовательской компанией Millward Brown Optimor, стоимость бренда МТС оценили в $9,7 млрд.