Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.
Основной отток покупателей произошел в "магазины у дома" — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.
Самым популярным местом для совершения покупок являются магазины у дома — каждый третий респондент заходит в них от 3 до 5 раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.
Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для "Магнита" за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.
Гипермаркеты "Карусель" и "Мегамарт" (входят в X5 Retail Group и ГК "Дикси" соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5%, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей "Пятерочка" и "Перекресток" (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а "Виктории" и "Дикси" — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию "Карусели".
В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают "магазины у дома", аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни ("респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома") и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.
"В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок", — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее словам, изменилась сама потребительская модель россиян. "Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости", — резюмирует она.
С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: "В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу "у дома". На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей". В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате "магазин у дома".
Вакантные площадки в стрит-ритейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании "Магазин Магазинов" Марьяна Матуева. "На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily — то есть "ежедневный". Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели".