С начала года торговых мест в Москве увеличилась на 1,8%. Самый крупный из новых торговый центр располагается в Марьино — это ТРК MARi компании PRAKTIKA DEVELOPMENT, на него пришлось 70% нового ввода. Арендная площадь этого торгового комплекса — 70 тыс. кв. м. Якорные арендаторы - продовольственный супермаркет «Виктория», кинотеатр «Мираж Синема» и гипермаркет «Детский мир», планируется открытие H&M.
Еще весной были открыты два комплекса. Это ТРЦ «Клен» (площадь — 21 тыс. кв. м.) на Енисейской улице и ТЦ «Тиара» (площадь — 7 тыс. кв. м.) на Мичуринском проспекте.
По данным аналитиков NAI Becar, второй квартал не показал выдающихся результатов, но первое полугодие в целом побило рекорды по объему ввода для московского рынка за всю его историю. Всего за первые шесть месяцев 2015 года открылись 6 объектов общей площадью 545 тыс. кв. м.
Самые ожидаемые объекты года — ТРЦ Columbus (площадь — 277 кв. м.), «Кунцево Плаза» (площадь 114 кв. м) и Центральный Детский Магазин на Лубянке (площадь - 60 500 кв. м).
Выход на рынок таких масштабных проектов привел к тому, что объем ввода за I полугодие 2015 года оказался на 30% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. По прогнозам аналитиков, до конца года в Москве появится еще столько же квадратных метров качественной торговой недвижимости, сколько и за первые шесть месяцев.
По данным исследования NAI Becar, открытие новых торговых центров провоцирует развитие продовольственного ритейла. Продуктовый «якорь» – обязательная составляющая торгового объекта любого масштаба. Кроме того, этот сегмент самый устойчивый в кризис и ведет самостоятельную экспансию. Во многих районах столицы открываются отдельно стоящие магазины.
Крупные сети открывают новые точки. В частности, во II квартале состоялось открытие 11-го в Москве центра мелкооптовой торговли METRO Cash and Carry общей площадью 9,4 тыс. кв. м, двух новых супермаркетов сети «Лента» (1,7 и 1,4 тыс. кв. м), а в «ЦДМ на Лубянке» открылась «Азбука вкуса» (989 кв. м).
Что касается арендных ставок, то во втором квартале 2015 года она составляла составила $80-600 за один кв. м в год для якорных арендаторов и $250-3250 за один кв. м в год – для остальных.
По мнению аналитиков, в ближайшее время условия на рынке торговой недвижимости будут диктовать арендаторы. Торговые центры должны заполнять площади. И они будут вынуждены идти навстречу требованиям ритейлеров.