Основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий прославился нелюбовью к московским снобам и высказываниями о том, что "рубль, заработанный в столице, не отличается от рубля, заработанного в Урюпинске". Но, как обнаружил РБК, с сентября 2014-го Москва стала главным дивизионом "Магнита" по числу магазинов.

Столичный рекорд

"Я не очень люблю Москву. Вы поднимаете нам тарифы на железную дорогу по всей стране, а стадион "Локомотив" строите в Москве. Так и поднимайте тарифы только в столице! Если вы финал Кубка России всегда проводите в Москве, называйте его финал Кубка Москвы. Когда приезжают бразильцы и играют при морозе -10, хотя матч мог бы проходить на юге России, назовите это лучше "Сборная Москвы против сборной Бразилии", – говорил Галицкий в интервью "Ведомостям" почти десять лет назад.

К концу 2005 года, когда число магазинов сети приближалось к 1500, а сама компания готовилась к IPO на бирже, в Москве Галицкий мог похвастаться только одной сделкой. На тот момент "Магнит" поглотил 15 магазинов небольшой сети "Нестеровский" и на этом фактически заморозил свое развитие в столице. К началу 2011 года​​ число "Магнитов" в Москве не превышало 20.

Возможно, отношение бизнесмена к москвичам не стало теплее, но вот стратегия самой сети изменилась: РБК обнаружил, что Москва по количеству точек "Магнита" обошла домашний для компании рынок Краснодара. По данным на сайте ретейлера, к началу 2015 года в столице работало 205 магазинов под брендом "Магнит" (пять гипермаркетов, 189 универсамов и 11 косметических магазинов), а родной для сети Краснодар остался на втором месте со 195 магазинами (девять гипермаркетов, 154 универсама, 32 косметических). Как уточнили в пресс-службе "Магнита", столичный дивизион стал крупнейшим с сентября 2014-го. Общее число магазинов ретейлера составляет сейчас 9711, на Москву приходится около 2% точек.

Значительная часть магазинов "Магнита" открылась в Москве сравнительно недавно, в выручке ретейлера их доля пока невелика – всего несколько процентов, считает гендиректор компании "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. В 2014-м выручка "Магнита", по неаудированным данным самой компании, выросла на 31,7%, до 763,5 млрд руб. По подсчетам "InfoLine-Ана­литики", в топе московских сетевых продавцов по итогам 2014-го "Магнит" занимал 12-е место по выручке.


"Получишь по голове"

"Крупные города – это проблема, там достаточно сильные конкуренты, просто так в лаптях туда зайти – получишь по голове", – говорил Галицкий в прошлом году в интервью журналу "Сноб". Сам бизнесмен живет в Краснодаре и предпочитает тратить деньги там же (один из самых затратных проектов Галицкого – строительство стадиона для футбольной команды "Краснодар").

Исторически крупнейшие федеральные сети развивались на рынке Москвы, так как она является центром финансовых потоков, и Санкт-Петербурга, поскольку он близок к европейским рынкам, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В этих городах было гораздо больше возможностей найти деньги или партнеров, а "Магнит", по сути, единственный игрок федерального масштаба, которому удалось настолько вырасти из регионов, считает она.

На Москву и Петербург и сейчас приходится свыше 20% всего розничного товарооборота России, уточняет Колупаева. По данным Росстата, оборот в Москве в 2013-м составил около 4,0 трлн руб. (+3,5% к 2012-му; 333,529 тыс. руб. на душу населения), а в Краснодарском крае – только 916,6 млрд руб. (+5,7%; 170,772 тыс. руб. на человека). В Москве средний чек выше, и население, в принципе, меньше реагирует на рост цен, отмечает Бурмистров, но зато затраты на расширение бизнеса гораздо значительнее.

В сравнении с прочими городами-миллионниками покупка московской недвижимости обходится дороже примерно вдвое, а аренда – в 1,5 раза, считает Бурмистров. По данным консалтинговой компании "Магазин магазинов", ставки аренды для продуктовых магазинов площадью 500–1000 кв. м сегодня составляют в столице около $600–800 за 1 кв. м в год. Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев добавляет, что в торговом центре стоимость может быть ниже – в районе $150  за кв. м. Эксперты сошлись во мнении, что в регионах ставки оказываются в среднем на 50% ниже столичных.


Галицкий обещает

Пик экспансии "Магнита" в столице пришелся на 2012–2013 годы, и пока Галицкий не вполне доволен результатом: на телеконференции для инвестаналитиков, посвященной результатам за первый квартал 2014 года, он вновь повторил, что Москва – дорогой для входа регион и сеть продолжает терять деньги на некоторых местных магазинах. С 2013-го компания внедрила программу "Большой город", которая подразумевала пересмотр товарной матрицы и логистики в Москве и Петербурге. Какие результаты она дала и сколько убыточных точек осталось в столице, представитель компании не раскрыл.

Наступивший 2015-й должен стать самым агрессивным с точки зрения открытия новых магазинов, в том числе в Москве и Сибири, обещал Галицкий. Сеть вырастет больше чем на 2090 магазинов, разбивку по городам компания не дает. Капзатраты на расширение запланированы на уровне 65 млрд руб., что примерно соответствует уровню 2014 года.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments